"Евгений Онегин". Фото: пресс-служба Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета
Фестиваль набирает обороты. В его программе значатся яркие созвездия российских, зарубежных артистов и коллективов, россыпь премьер, переплетение стилей и жанров, путешествия во времени и пространстве мировой музыкальной культуры. Особый акцент нынешнего фестиваля — музыкально-литературные композиции. В них принимают участие актеры Михаил Ефремов, Константин Хабенский, Ольга Литвинова, Евгений Миронов, Григорий Сиятвинда. В рамках Общероссийской программы "Юрий Башмет — молодым дарованиям России" с использованием Президентского гранта на фестивале работают III Международная духовая и впервые Барокко академии.
"На протяжении многих лет у нас на фестивале происходит гармоничный синтез искусств. Меня это очень привлекает. Началось это давно, на фестивале "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее в Москве. Святослав Рихтер, выдающийся пианист и художник, вместе с президентом музея Ириной Антоновой объединили живопись и музыку. Позднее, по просьбе Нины Львовны Дорлиак, певицы и жены Святослава Теофиловича, я стал арт-директором фестиваля "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Синтез музыки со словом также совершенно естественное продолжение такого кроссовера, пересечения искусств," — рассказал на встрече с журналистами артистический директор и художественный руководитель фестиваля Юрий Абрамович Башмет.
Фото: Сергей Калашников
Афиши XI Ярославского музыкального фестиваля пестрят произведениями двойного литературно-музыкального соавторства. Гала-концерт открытия включал в себя две подобные композиции. Прозвучала мировая премьера кантаты для солистов и оркестра Алексея Сюмака "Двенадцать" на стихи Александра Блока, солисты Екатерина Щербаченко (сопрано), Ярослав Абаимов (тенор). Также, в этот раз Ярославль услышал впечатляющее по масштабам и замыслу оркестровое полотно Александра Чайковского "Слово о полку Игореве" по древнерусскому эпосу для чтеца, солирующего альта, симфонического и народного оркестров, уже прозвучавшее на сочинской и московской премьерах. Солировали Михаил Ефремов (чтец) и Юрий Башмет (альт). 8 мая на сцене ярославской филармонии состоится концерт-спектакль "Ван Гог. Письма к брату" с Евгегием Мироновым в роли чтеца. Автор инсценировки Марина Брусникина. На гала-концерте закрытия 9 мая ярославцам предстоит услышать музыкально-литературную композицию по маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" на музыку Антонио Сальери и Вольфганга Амадея Моцарта. Чтецом выступит Григорий Сиятвинда, солистом — Юрий Башмет. Дэвид Бисмут (фортепиано, Франция), Полина Дегтярева (скрипка), Мария Кирикова (балалайка), камерный ансамбль "Солисты Москвы", филармоническая хоровая капелла "Ярославия" предстанут перед публикой в этой сценической фантазии.
Фото: Сергей Калашников
А 3 мая в театре драмы имени основателя русского театра Федора Волкова уже состоялся вечер Пушкина-Чайковского "Евгений Онегин". В авторской версии Юрия Башмета чтение поэмы нашего классика-поэта чередовались с лучшими сценами оперы нашего классика-композитора. На исторической сцене волковского театра, под сводами нарядного зала с золотым вензелем монограммы отца русского театра режиссер Илья Ильин воссоздал хрестоматийные лирические сцены энциклопедии русской жизни. Хрестоматийность была и в простой сценографии, костюмах и мизансценах, отсылающих нас к станиславско-немировическим постановкам. Действительно, наше современное искусство опирается на мощные столпы русской культуры, ставшей неотъемлемой частью мирового наследия. На том и стоим. Получилась идеальная формула события и места, квинтэссенция российского культурного гена, покоящаяся на цепочке Волков-Пушкин-Чайковский-Станиславский. И это ощущалось сильно, направляло ход мыслей и ассоциаций, не смотря на незатейливость происходящего. Видеоряд, правда, усложнялся видеопроекциями на заднике сцены, уподобляя the view зрителя со спутника Google maps. На дворе XXI век.
Фото: Сергей Калашников
Солисты Большого театра и Академии молодых певцов Мариинского театра Жаля Исмаилова (Татьяна), Илья Кутюхин (Онегин), Юрий Городецкий (Ленский), Карина Хэрунц (Ольга), Олег Цыбулько (Гремин), Анастасия Бибичева (Старшая Ларина), Ирина Чистякова (няня) представили свои сольные и ансамблевые сцены, узловые моменты драматического действия под управлением дирижера Юрия Башмета, в сопровождении симфонического оркестра "Новая Россия". Чтецы Константин Хабенский и Ольга Литвинова читали от автора. Хабенский виртуозно "поигрывал" пушкинской строфой, жестами дешифруя смыслы. А в финальном дуэте Онегина и Татьяны, гениальнейшем эпизоде оперы, режиссер позволил героям страстный поцелуй.
"Евгений Онегин". Фото: пресс-служба Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета
"Наш "Евгений Онегин" Пушкина-Чайковского с одной стороны — это популяризация оперы. Конечно, любители и знатоки оперы могут критиковать саму идею. Но поскольку я — не мой папа, который знал "Евгения Онегина" наизусть от первой до последней ноты. И папа, и мама были влюблены в это произведение. Я же до сих пор не знаю его так, как мой папа-немузыкант. И до недавнего времени я точно не понимал, что там происходит," — признался Юрий Абрамович журналистам. "С другой стороны — у нас читает профессиональный замечательный актер без купюр гениальный текст Пушкина. И ничто ему не мешает в это время. Даже самые выдающиеся вокалисты не всегда доносят текст из-за вокальной артикуляции. Слушатель не разбирает слова, поэтому существовали речитативы. Гений речитативов — наш Петр Ильич Чайковский. С точки зрения музыки его речитативы ничуть не уступают ариям."
Накопление исполнительской и артистической энергии, общее эмоциональное крещендо новых впечатлений намагничивают ярославскую публику, которая заполняет битком площадки фестиваля и внимает с величайшим вниманием, не в упрек столичному зрителю.