Сто четыре года от премьеры до премьеры
4 октября 2024
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
4 октября 2024
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"
4 октября 2024
Сергей Кондрашев встанет за пульт конкурса "Партитура"
4 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

12 сентября 2024 9:00

Бельканто в XXI веке в центре Москвы

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото: Ира Полярная.
Все фото: Ира Полярная.

"Arie e duetti: Россини, Беллини, Доницетти" – солистки Большого театра в концерте-антологии бельканто в рамках Десятого Международного фестиваля вокальной музыки

Концерты, организованные музыкальным агентством "Опера Априори", а точнее говоря, Еленой Харакидзян, всегда поражают воображение своей многомерностью. Потому что каждый концерт, созданный (а это достаточно верное определение деятельности агентства) "Оперой Априори" – это, с одной стороны, разумеется, встреча с солистами, каждый из которых, в свою очередь, является личностью, создающей вокруг себя своеобразную культурную ауру, своего рода центром, создающим новые культурные сущности.



С другой же стороны, каждый концерт "Оперы Априори" – это явление концептуальное, концерт-исследование, концерт-открытие. Причём решение предлагается всегда максимально нетривиальное и, более того, находящееся совершенно не в мейнстриме концертной деятельности. Одним из самых ярких событий недавнего прошлого стал концерт, посвящённый многонациональному искусству Австро-Венгрии, который исполнил дуэт Полина Пастирчак – Яков Кацнельсон. Такой же антологией, но уже другого мощного культурного явления, стал концерт "Arie e duetti: Россини, Беллини, Доницетти", состоявшийся в рамках X международного фестиваля вокальной музыки, который проводится агентством.
 
Произведения великих композиторов эпохи бельканто исполняли солистки, хорошо знакомые по предыдущим программам "Opera Apriori" – Альбина Латипова (сопрано), Екатерина Воронцова (меццо-сопрано) и Арина Лазгиян (фортепиано). Оперы Беллини, Доницетти и Россини – это исторически короткая эпоха вершины бельканто первой половины XIX века, которая, с одной стороны стала естественным финалом развития барочной оперы, а с другой – предшественником классической итальянской оперы эпохи Верди. В произведениях, которые прозвучали в концерте, чрезвычайно заметны элементы, пришедшие в эту музыку из классицистской оперы Генделя и Порпоры, из наследия традиций кастратов, техника вокала, в том числе и виртуозные фиоритуры, пришедшие из XVIII века. Так или иначе, но эта программа невероятно интересна как исторически, так и культурологически – это с одной стороны. А с другой, сложна и интересна для исполнителей, поскольку требует специфической вокальной техники, для овладения которой в своё время были созданы целые школы и методики. Более того, то, что в данном случае мы называем меццо-сопрано применительно к голосу Екатерины Воронцовой, в этом контексте является чем-то совершенно иным – ведь она исполняет мужские роли, написанные для женского голоса, согласно традициям, пришедшим из XVIII века в начало XIX-го. И бравый венецианский генерал Кальбо из "Магомета II" Россини в арии, написанной в диапазоне более двух октав с огромными тесситурными скачками между регистрами, или героические выбросы тестостерона у юного Ромео в "Капулети и Монтекки" Винченцо Беллини – вся эта музыка написана для женского голоса, который в данном случае обозначен как меццо, но ведь функционально это не голос Кармен или Далилы, а нечто иное.  И тем интереснее слушать, как Екатерина Воронцова поёт мужские роли эпохи бельканто, исторически ставшие архаизмом, но музыкально оставшиеся с нами, в нашей культурной среде, в нашем культурном обиходе. И в программе концерта органично сочетались произведения очень популярные, такие, как Ария Нормы или дуэт Нормы и Адальджизы из оперы Беллини, и значительно менее известная музыка Россини из опер "Магомед II" и Танкред".
 
Винченцо Беллини в операх эпохи бельканто – царь и бог мелодики. Его развёрнутая музыкальная фраза, эмоциональность мелодии и её индивидуальность – это всё максимально точно воплотила Альбина Латипова, которая, помимо сложнейшей техники бельканто, разумеется, присутствующей, в лирических ариях вокально и драматургически показала всю трепетность мелодизма Беллини, и виртуозное владение филировкой звука лишь усиливало образы лирических героинь, таких, как Джульетта и Норма.

 
Дуэты в итальянской опере этого стиля – отдельное удовольствие и отдельный предмет для рассмотрения. Стилистически, то есть с позиций композиторской техники, становится понятно, почему Доницетти, услышав, что Россини писал "Севильский цирюльник" две недели, спросил: "А что так долго?". Да, это достаточно ограниченный набор гармоний, к которым "пристёгивается" подходящая к ним мелодия и дублируется в терцию для второй солистки. Это вполне формализуемая процедура, и при наличии компьютера дуэты для тогдашних опер писались бы ещё быстрее.

А вот петь их совсем непросто. И исполнение дуэтов из опер Беллини, Доницетти и Россини вызывало совершеннейшее восхищение. Причём не только вокальной техникой, но главным образом ансамблевой точностью, слаженностью, учитывая именно метроритмические особенности стиля с многочисленными ферматами, замедлениями и огромным количеством условностей, свойственных стилю.  Это, безусловно, высший класс. Притом, что такой результат при малом количестве репетиций, которые удалось провести, говорит о высочайшем уровне профессионализма и владении стилем солисток и концертмейстера Арины Лазгиян.
 
Арина Лазгиян в концертах "Опера Априори" традиционно выступает в качестве и аккомпаниатора, и солистки. В этой программе, помимо аккомпанементов в ариях и дуэтах, она исполнила транскрипции Ференца Листа произведений Россини, Беллини и Доницетти. И с первых же звуков можно было услышать свойственное ей фантастическое diminuendo и звучащее pianissimo. Именно в ансамблевой игре и в аккомпанементе это обращает на себя особое внимание. Но это прозвучало и в "Тарантелле" из "Музыкальных вечеров" Россини, которая открыла концерт. (Удивительный россиниевский цикл, мимо которого не прошли ни Лист, ни Бриттен, ни даже Феллини, использовавший музыку из него в фильме "И корабль плывёт").

 
Конечно же, виртуозная фортепианная техника Листа производит впечатление, это понятно. Как и тот второй пласт исторического понимания листовских транскрипций, который говорит о том, что, помимо салонно-эстрадного смысла, собственно музыкальное содержание в них и не предусматривалось. Но в части создания формы всего концерта бравурные переложения Листа сыграли свою организующую роль. Что же касается музыки как таковой, всё окупило соло флейты (естественно, в фортепианном воплощении) во вступлении к арии Нормы. В оркестре флейтист так никогда это соло не исполнит, да ему никто и не позволит. Но Арина Лазгиян исполнила его необычайно гибко, свободно и подвела слушателя к самой арии, а не просто исполнила, как это обычно бывает, первое из трёх проведений этой прекрасной мелодии.

И последнее, но очень существенное – "Opera Apriori", как обычно, подготовила к концерту буклеты практически в формате монографии, что, разумеется, вызывает дополнительное уважение к создателям этого культурного и, безусловно, образовательного проекта.
 
Так что событие состоялось, спасибо большое Елене Харакидзян, Альбине Латиповой, Екатерине Воронцовой, Арине Лазгиян и залу Англиканской церкви Св. Андрея, в котором в своё время, благодаря изумительной акустике, фирма "Мелодия" сделала десятки, если не сотни записей, ставших историческими. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Сто четыре года от премьеры до премьеры
"ФЛЕШБЕК 2002" Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера Попова.
Чуть более двух недель осталось до окончания приема заявок на Всероссийский фестиваль авторской песни для девушек "Катюша"

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть