Несмотря на объективные, за давностью лет, расхождения в дате рождения Иоганна Себастьяна, несомненно одно: Бах – крупнейший композитор, органист и музыкальный педагог не только Германии и своего времени, но и мира.
Иоганн Себастьян Бах создал более тысячи произведений во всех музыкальных значимых жанрах своего времени. Только в жанре оперы он не подвизался. Наследие Баха музыковеды считают своеобразным "подведением итогов" музыкального искусства эпохи барокко. Бах славится как мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла апогея.
Сегодня каждому из идентифицированных как детище Баха произведений присвоен номер с аббревиатурой BWV (Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). В этот каталог входят композиции для разных инструментов, как духовного, так и светского характера, а также некоторые обработки произведений других композиторов, носящие отпечаток пера гения. Немаловажно, что композитор слагал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его "сольные партии" — 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели, партиту для флейты соло, — некоторые специалисты вносят в число наиболее глубоких творений. Писал Бах даже произведения для лютни соло. В ряде случаев Бах создавал композиции (каноны и ричеркары) без указания инструментов для исполнения. Знаковые примеры таких произведений — циклы "Искусство фуги" и "Музыкальное приношение".
И.С. Бах за органом. Фото: yandex.ua
Более всего Бах известен как "религиозный" композитор. Иоганн Себастьян был убеждённым протестантом и творил духовную музыку как "средство общения" человека с Богом на Его языке. Признанными шедеврами стали "Страсти по Матфею", Месса h-moll, кантаты (вокальные композиции, темы которых соответствовали церковным праздникам лютеранского календаря), инструментальные обработки протестантских хоралов. При жизни Бах пользовался популярностью как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он одинаково легко работал в традиционных для своего времени свободных жанрах – прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах хоральной прелюдии и фуги. Бах также сочинил целый комплекс произведений для клавесина, подходящих и для клавикорда. Среди них выделяется культовый сборник "Хорошо темперированный клавир" в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах. В каждом томе содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл учитывал системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности. "Хорошо темперированный клавир" является уникальным образцом "цикла в цикле" — каждая прелюдия и фуга тематически и образно сцеплены друг с другом и образуют единый цикл, всегда исполняемый вместе.
Разные музыкальные стили и сочинения своих коллег Бах "собирал" в течение жизни, творчески интерпретировал и переосмысливал. Безусловно, могучее наследие Баха зиждется на сложившихся к моменту его рождения традициях немецкой органной музыки, но в наши дни предшественников Иоганна Себастьяна — Пахельбеля, Бёма, Букстехуде – знают только специалисты, а о Бахе слышали все.
Справедливости ради заметим, что не все, кто уважительно относится к Иоганну Себастьяну, в курсе его гигантского музыкального наследия, слушали все его произведения, наслаждались звучанием органных партий (тем более, что в России, к примеру, органные залы наперечет). Но Бах стал культовой фигурой для произведений в других жанрах искусства. Ему посвящали стихи и песни. Весьма известна, скажем, песня Александра Галича "По образу и подобию":
Начинается день и дневные дела,
Но треклятая месса уснуть не дала,
Ломит поясницу и ноет бок,
Бесконечной стиркой дом пропах...
- С добрым утром, Бах, - говорит Бог,
- С добрым утром, Бог, - говорит Бах.
С добрым утром!..
… Под попреки жены, исхитрись-ка, изволь
Сочинить переход из це-дура в ха-моль!..
От семейных ссор, от долгов и склок
Никуда не деться и дело - швах...
- Но не печалься, Бах, - говорит Бог.
- Да уж ладно, Бог, - говорит Бах.
Да уж ладно!..
Могила Баха. Фото: Википедия
Александр Галич в этой песне, сочетающей воображаемые "будни" Баха с обыденностью самого себя ("А потом, досыпая, мы едем в метро, в электричке, в трамвае, в автобусе"), обыграл один из исторических фактов, связанных с величайшим немецким композитором. Несмотря на свою прижизненную славу, Бах все годы был, как мы бы сейчас сказали, наемным работником. Он переезжал из города в город в поисках более пристойного места, жил в Арнштадте, Мюльхаузене, Веймаре, Кётене, Лейпциге. Обычно это были должности "смотрителей органа" в различных храмах или что-то в том же роде. Лишь один раз он получил должность придворного органиста – в Веймаре. Это был относительно благополучный период в жизни Баха, но и с этим местом в силу разных обстоятельств композитору пришлось расстаться. Своей биографией Бах как будто подтверждает старую истину, что художник должен быть чуть-чуть голодным.
Старость Баха была омрачена прогрессирующей слепотой и двумя операциями в попытках от нее избавиться. Некоторые биографы считают, что эти хирургические вмешательства и стали косвенной причиной ухода композитора из жизни в результате удара. Баха похоронили на городском кладбище при церкви Св. Иоанна в Лейпциге, в которой он прослужил 27 лет. Потом могила затерялась. Лишь в 1894 году останки Баха случайно нашли во время строительных работ. Прах композитора дважды перезахоронили, прежде чем он упокоился в церкви Св. Фомы, где над ним установлена помпезная бронзовая плита.
Кадр из фильма "Антон Иванович сердится". Фото: vk.com
В августе 1941 года на советские экраны вышла музыкальная комедия Александра Ивановского "Антон Иванович сердится" о семейных неурядицах профессора консерватории. Её сценарий написали Евгений Петров (тот самый, "половинка" сатирического дуэта, сотворившего Остапа Бендера, Илья Ильф умер пятью годами ранее) и Георгий Мунблит. Прелестная дочь профессора консерватории Воронова Симочка мало того что принимает ухаживания молодого композитора, пишущего "фокстроты для оперетт", так еще и сама хочет петь в этом низкопробном жанре. Для Антона Ивановича мерилом ценностей являются хоралы Баха. И однажды во сне к Антону Ивановичу является… не кто иной, как сам Иоганн Себастьян. "Сумрачный германский гений" признается профессору, что писать хоралы, которые боготворит старик, была величайшая скука, а сам он всю жизнь мечтал создать оперетту, как герцог встретил на лугу прелестную пастушку. Только после этого вмешательства Баха свыше Антон Иванович изменяет отношение к жанру оперетты и роману дочери. Как знать, не угадали ли Евгений Петров и Георгий Мунблит самое главное о Бахе?..