Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 февраля 2017 7:05

Десять лет на сцене: “Так поступают все женщины”

Опера “Так поступают все женщины или школа влюбленных” уже 10 лет с непременным успехом идет в театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Фото: http://stanmus.ru/performance/2
Фото: http://stanmus.ru/performance/2

Спектакль – лауреат российской национальной театральной премии “Золотая Маска” 2007 года в 3 номинациях – "лучшая работа дирижера" – Вольф Горелик; "лучшая работа режиссера" – Александр Титель, "лучшая работа художника" – Владимир Арефьев.

Изящная вещица, легкий зингшпиль, опера-буффа. Свою оперу “Так поступают все женщины или школа влюбленных” Моцарт определил как drama giocoso – игривая драма. Скандальный сюжетец случился при венском дворе, и Лоренцо да Понте, уже написавший либретто к операм Моцарта “Свадьба Фигаро” и “Дон Жуан”, воспользовался придворной интрижкой в качестве основы для оперы. Заказ Моцарту поступил от самого императора Иосифа II, посулившего аж 200 дукатов.
 
Премьера состоялась в венском Бургтеатре 26 января 1790 года. Опера была принята холодно и прошла всего 10 раз. Какой современник Моцарта мог подняться до его уровня и оценить уже сложившийся зрелый стиль гения? Смелость полета его композиторской мысли могла вызвать в лучшем случае недоумение. Ему оставалось написать свою последнюю оперу "Волшебная флейта" и умереть в следующем 1791 году.
 
Светоносная, лучезарная музыка оперы "Так поступают все" щедра на красоты любого свойства. Моцарт – непревзойденный мастер, владеющий в абсолютном совершенстве своим ремеслом, "жонглирует" в партитуре оперы всеми возможными композиторскими техниками и выразительными средствами.

Вундеркинд "дурачится" и позволяет это делать всем создателям и участникам спектакля. Все поднимается на смех. Искренность дружит с притворством, вымысел подменяется реальностью, карнавальная мишура становится прописными истинами. Игривое веселье фантазии сбивает с толку, все шиворот навыворот.

Изумленный зритель созерцает бамбуковый лес, военный госпиталь с таджикским персоналом. Хорошенькие сестры милосердия в сексуальных халатиках флиртуют с офицерами. Эти летчики в форме a ля Антуан де Сент-Экзюпери – сама мужественность и мужская стать!

Этот образно-сценический винегрет, издеваясь над "умным" зрителем-театралом визуально отражает как неразбериху в головах и чувствах двух сестер-героинь, так и неприкрытый цинизм дона Альфонса, не верящего ни в кого и ни во что. Но постепенно все выстраивается очень даже логично.
 
Все недостатки малого зала театра, где проходит спектакль, превращены в достоинства. Маленькая сцена, загроможденная лесом стволов бамбука, торчащего из всех дырок резинового покрытия, вдруг начинает одновременно существовать разными своими частями игровых зон. Пространство значительно расширяется, приобретает многоплановость и театральную пластичность. Издержки, правда, этого решения – не всегда успеваешь оценить всю зрительную "вертикаль" происходящего в данную секунду. Что-то да проморгаешь.

У Моцарта в этой опере, как ни в какой другой, масса превосходнейших ансамблей, от дуэтов до секстетов. Гений превосходит сам себя. Безудержная музыкальная фантазия композитора создает неподражаемые "перлы", но и начиняет их вокальными трудностями. Хочется отметить мастерство исполнителей главных партий, которые на протяжении более трех часов на высоком уровне удерживают планку владения стилем.
 
В момент финального аккорда оркестра, когда должен был упасть несуществующий занавес, пришло понимание идеи режиссера-постановщика Александра Тителя и художника-постановщика Владимира Арефьева. В госпиталь прибыла новая партия раненых. Женская любовь есть жалость? Так поступают все женщины? Так что же такое женская верность и верность вообще?

Уже 10 лет спектакль пользуется большой зрительской симпатией, не набивая оскомину. Возможно, в нем присутствует некое ощущение квеста. Очень медленно, до последней минуты зритель подбирает ключи ко всем ассоциативным "отсылкам" создателей действа, начиная с Моцарта. Последним в этом ряду стоит он сам – зритель – создатель трактовки всего виденного и слышанного.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть