Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Диалоги с оркестром Стравинского и Сладковского

Специально для "Ревизора.ru".

Фото предоставлены автором.
Фото предоставлены автором.

В концертном зале "Зарядье" состоялся концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского в рамках российского турне коллектива, посвящённого 140-летию Игоря Стравинского. Турне по нескольким городам страны – первый опыт подобных поездок для оркестра, выступление в Москве состоялось после Перми, а после столицы оркестр даст концерт в зале Мариинский-3 в Петербурге и затем вернется в Казань.

Приезд не с отдельным концертом, а в гастрольном графике всегда становится дополнительной проверкой на прочность и всего коллектива, и каждого оркестранта. К тому же партитуры Стравинского таят множество сложностей. Однако оркестр Сладковского прекрасно освоился в красочной и прихотливой палитре одного из крупнейших новаторов симфонической музыки ХХ века. Прошлым летом Госоркестр Татарстана записывал музыку балетов Стравинского, два из которых – "Жар-птица" и "Весна священная" и вошли в программу гастролей. Интермедией к балетам стал Скрипичный концерт, в котором солировал один из наиболее ярких и харизматичных скрипачей нового поколения – Павел Милюков.

Сюита из балета "Жар-птица" была создана композитором в 1919 году, почти через десять лет после премьеры, и к тому времени и этот балет, и многие другие произведения принесли Стравинскому немалую славу. Учитывая постоянные запросы на исполнение, композитор сам сформировал симфоническую сюиту из "Жар-птицы", объединив в ней самые эффектные фрагменты сказки о встрече Ивана-царевича с заколдованной в птицу красавицей. Эти эпизоды подчёркивают и страстную лирику, и глубоко русский колорит. Связь Стравинского с огромным пластом русского наследия очень естественно и органично воплотила интерпретация Сладковского. В величественном финале так явственно слышались интонации итоговой пьесы "Богатырские ворота" из знаменитого цикла "Картинки с выставки" Мусоргского, что очень захотелось услышать в исполнении Госоркестра Татарстана знаменитую оркестровую версию Равеля этих легендарных фортепианных пьес.



Наряду с впечатляющими эпическими кульминациями в сюите из музыки балета "Жар-птица" обнаруживается еще одна особенность оркестровой музыки Стравинского, заключающаяся в обилии оркестровых соло и сложнейших ансамблевых эпизодов. В драматургии Стравинского преобладает сюитный принцип, согласно которому мощнейшие звуковые нарастания контрастно чередуются с фрагментами прозрачной и тонкой фактуры, сплетённой из выразительных речитативных сольных высказываний. И Госоркестру Татарстана под управлением Сладковского прекрасно удались и впечатляющие перепады динамики, и поражающие напором крещендо, и "говорящие" паузы, поразившие безмолвием зала вслед за громом кульминаций, и изысканные камерные эпизоды с прихотливыми соло. Разумеется, искусное балансирование между монументальными звучностями и "штучной работой" в оркестровых соло, когда едва ли не каждый исполнитель демонстрирует и свою виртуозность, и искусство оркестрового ансамбля, – это подразумевает мастерство оркестра экстра-класса, что и подтвердило обращение Сладковского и возглавляемого им оркестра к музыке Стравинского. Недаром аплодисменты после "Жар-птицы" были столь продолжительны, что позволили дирижёру поднять для поклонов по очереди всех солистов оркестра.

Оркестровые соло впечатлялии в Скрипичном концерте. По замыслу композитора, в этом концерте лидерство скрипки призвано всячески оспариваться оркестровыми голосами. В таком состязании музыкантов для Стравинского была сосредоточена эстетика старинного концертирования. А Скрипичный концерт стал одним из самых ярких воплощений стиля неоклассицизма, заключающегося в своеобразном переосмыслении, "переложении" старинной музыки эпохи барокко на язык современности. Эта игра в концертное состязание, игра со стилями, игра между скрипкой и оркестровыми соло, – все грани восхищения прошлым и иронии над современностью были блестяще переданы Павлом Милюковым и Госоркестром под управлением Сладковского. Захватывающая виртуозность крайних частей, напоминающая блестящий стиль старинных опусов, вдумчивая мелодекламация, наподобие барочной, в двух Ариях, – структурные принципы старинной музыки были тонко и точки стилизованы исполнителями. А рядом с этими элементами барокко сосуществовали такие гармонические вертикалии перепады ритма, которые являются базовыми в джазе и блюзе. И солисту, и оркестру удалось блестяще показать правоту Стравинского, который считал, что джазовые джем-сейшны зародились в старинной увлечённости игрой, в концертах эпохи барокко, а великие скрипачи-виртуозы прошлого Вивальди и Корелли были в душе настоящими рок-н-ролльщиками.

Еще более ярким обращением к джазовому драйву стало второе отделение, в котором прозвучала музыка балета "Весна священная". Колоритность и яркая драматургия этого произведения позволила максимально раскрыть и динамическую мощь всего коллектива, и сольное мастерство оркестрантов, чья игра была безупречна. А невероятная энергетика ударной группы была удостоена особых восторгов публики.



И, что бы ни говорили, реакция публики – важнейший показатель успеха. На концерте Госоркестра Татарстана в Зарядье те овации, которых удостоился коллектив в завершении вечера, показательны особенно. Ведь в зале явно было много неофитов, многие из которых, возможно, на симфоническом концерте были вовсе впервые, а прийти на концерт решились благодаря возможностям "Пушкинской карты", позволяющей школьникам и студентам получать доступ на бесплатное посещение культурных событий в рамках этого проекта. Признаться, включение в "Пушкинскую карту" программы из столь непростых сочинений, поначалу выглядело опрометчивым. Для неподготовленного слушателя музыка Стравинского покажется странной, как минимум непонятной. Вполне ожидаемо, что может последовать такая же реакция, как у первых слушателей балета "Весна священная", премьера которой превратилась в один из самых резонансных скандалов в музыкальной истории: публика настолько была шокирована новаторскими звучаниями, передовой хореографией и авангардным решением антрепризы "Русские сезоны", что грубо освистала исполнителей, и выступление пришлось прервать. Но, как известно, скандальная репутация приносит самую большую известность, и в итоге музыку балета захотели услышать везде.

Сейчас, по прошествии времени, совершенно очевидно, что в музыке "Весны священной" заключена сумасшедшая энергия, невероятная сила и хрупкая грация. Александр Сладковский и Госоркестр Татарстана показали в своей "Весне священной" и буйный нрав скифских легенд, и постмодернистскую драму, и новые музыкальные горизонты. Одна из автобиографических книг Стравинского названа "Диалоги", а концерт казанских музыкантов стал и диалогами с публикой о наследии композитора, и диалогами между эпохами и стилями, и диалогами об оркестре и оркестровых музыкантах. И внесение в "Пушкинскую карту" концерта, который дарил такую обильную пищу для ума и так много впечатлений, оказался точным и верным: именно такие программы, именно с таким незаурядным исполнением привлекают новых слушателей к академической музыке, именно на таких концертах молодёжь начинает становиться меломанами.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть