Фото: https://karenina-musical.ru/
В просторном зале Театра Оперетты действительно тесновато, практически все места заняты даже в будние дни, у театра толпятся желающие посмотреть мюзикл, которых не остановит суровый солд-аут. Да и среди исполнителей главных партий заявлены такие звезды жанра, как Екатерина Гусева, Валерия Ланская, Дмитрий Ермак, Лика Рулла.
Сюжет “Анны Карениной” в последнее время полюбили и театральные режиссеры, и кинематографисты: каждый стремится внести авторские решения в рамках заданного жанра. В Театре Оперетты Каренина, например, не только танцует на балах, но и поет. Да еще как.
В этом главная беда мюзикла. За 2,5 часа персонажи, которые выражаются стихами с рифмами а-ля кровь-любовь, морозы-слезы, при этом пропевая на несколько голосов каждую реплику и вальсируя, попросту не успевают выразить всего, на что их надоумил автор. В итоге длинные сцены вырезают, и выводы за персонажей делает кто-то другой, а они простодушно объявляют об этом зрителю, словно по указке суфлера: “Анна разрушила помолвку Кити” и тому подобное.
Фото: https://karenina-musical.ru/ С такой проблемой сталкиваются все, кто берется за инсценировку объемных эпических романов. Авторы мюзикла исходили из того, что не все зрители читали роман (те, кто знаком с книгой, удивятся отсутствию среди персонажей, например, Долли), но сокращений избежать, естественно, не удалось. Под нож пошла линия Кити-Левин, усеченная до нескольких сцен, зато знаменитое предложение Левина обыграли по-новому: герои мюзикла чертят заветные буквы на запотевшем от холода стекле.
В остальном мультимедийное оформление мюзикла сыграло не на руку. Авторы обошлись практически без декораций, заменив их новомодным 3D-мэппингом, проще говоря, компьютерной графикой, которая всегда оставляет привкус суррогата. Да, идет снег, да, колосится рожь, сверкают пышные залы, но, проезжая на поезде эти потемкинские деревни, зритель чувствует себя обманутым.
Фото: https://karenina-musical.ru/ Несколько гипертрофированно выглядят эмоциональные излияния артистов, а талантливо исполненные мелодии вы как будто уже где-то слышали. Хотя, надо отдать должное постановщикам, за танцами (здесь танцуют даже фигуристы) и ариями, продолжающими славную традицию “Графа Монте-Кристо” и “Графа Орлова”, не потерялось серьезное содержание романа. Мюзикл не скатился в слезливую мелодраму о несчастной женщине, оставившей мужа и сына ради запоздалой любви и поплатившейся репутацией за это, чем часто грешат авторы экранизаций “Анны Карениной”. Погибает героиня тоже весьма эффектно и элегантно – растворяется в лучах фар поезда.
Cоздателям мюзикла успешно удалось передать трагическое предчувствие, преследующее героев на протяжении всего романа. Как и в оригинале, действие начинается и заканчивается на вокзале, который в мюзикле выполнен в индустриальной стилистике конструктивизма 20-х годов. Слаженные ритмичные движения героев-машинистов или пассажиров напоминают отсчет часовой стрелки. Они в спектакле играют роль чеховских человечков с молоточками, которые, по идее классика, должны “стоять за дверью счастливого человека, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье”. Эти алармисты то и дело возникают, сопровождаемые тревожными красными вспышками, в перерывах между эффектными балами и скачками в жизни героев, чтобы напомнить им: трагическая развязка близка. Мотив поезда читается и в главной декорации, превращающейся то в мост, то в лестницу, на которой режиссер органично размещает поющих дуэты персонажей (самый проникновенный – дуэт Кити и Анны во второй части), создавая эффект параллелизма.
Фото: https://karenina-musical.ru/ Метафора жизни-поезда в ее скоротечности пронзает сюжет насквозь и служит эдаким завещанием зрителю современному из прошлого: жизнь у вас одна, нужно успеть побыть счастливыми, так что цените отведенные вам поездки. При этом авторы любезно напоминают и про Суд Божий: “Соблюдайте правила, обратного билета не будет”. Сценаристы-философы развили эту идею, возможно, не столь явную в романе, а может даже, додумали ее в погоне за актуальностью. Но она выглядит вполне уместной. Получилось в духе либеральности: никто никого не осуждает, все мы ищем по жизни счастья, неважно какими средствами, и не хотим совершать унылые ежедневные поездки по кругу. Только не обязательно сразу бросаться под поезд, можно интеллигентно сойти с него и отправиться, например, на мюзикл.