Международное межтеатральное артистическое комьюнити предстало на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля финальным вечером XLIII Международного оперного фестиваля имени Ф.И. Шаляпина. Сразу три маэстро - Андрей Аниханов (Санкт-Петербург),Эйюб Кулиев (Азербайджан), Марко Боэми (Италия) - сменяли друг друга за дирижёрским пультом. В роскошных ориентальных убранствах интерьеров с царским размахом шаляпинский фестиваль этого года говорил своим многочисленным поклонникам: "До свидания".

Всё происходящее было в духе самого Фёдора Ивановича - человека-праздника. Имя уроженца Казани, знаменитого на весь мир оперного баса, стало брендом фестиваля. Столь солидный срок существования фестиваля-долгожителя превратил его в настоящий феномен на культурной карте России. Нынешний 43-ий по счёту фест своим гала-концертом закрытия также завершил цикл юбилейных событий, приуроченных к 150-летию Казанской Оперы.
Этой славной дате в рамках фестиваля была посвящена выставка в фойе театра, подготовленная Национальным музеем Республики Татарстан по архивным материалам ТАГТОиБ им. М. Джалиля.
Фестивальный марафон по традиции открылся премьерой, на этот раз "Кармен" Ж. Бизе, 31 января, затем включил ещё восемь опер русских и зарубежных композиторов, "Реквием" Дж. Верди, семь лекционных встреч и ярким аккордом гала-концерта поставил финальную точку 2 марта.
Парад артистов прощального Гала продемонстрировал искусство целого созвездия оперных солистов лучших российских театров. Антонина Весенина, Екатерина Сергеева, Ахмед Агади, Михаил Колелишвили представили Мариинский театр. Михаил Казаков - Большой театр и ТАГТОиБ им. М. Джалиля, Игорь Головатенко - Большой театр, Алексей Татаринцев - "Новую оперу", Оксана Крупнова - Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии. Примадонна Светлана Касьян, Гульнора Гатина, Артур Исламов выступили на родной казанской сцене. От фортепианного цеха в концерте приняли участие Зульфат Фахразиев и его греческая коллега Теодосия Нтоку.
Два развёрнутых балетных номера "Вальпургиева ночь" из оперы "Фауст" Ш. Гуно и Сцена из балета "Дон Кихот" Л. Минкуса эффектно обрамили первое и второе отделения концерта. Балетная труппа с Кристиной Андреевой-Захаровой, Маргаритой Шрайнер, Олегом Ивенко, Вагнером Карвальо, Алексеем Помыткиным в сольных партиях была исключительно резидентом ТАГТОиБ.

Концепция гала-зрелища априори родилась из жизни и творчества легендарного артиста Фёдора Шаляпина. Ведущий концерта Владимир Челядинов (Москва) поведал публике факты биографии певца. Да зритель и сам догадался, почему интродукцией концертной программы стала "Увертюра на музыку Мусоргского и темы двух русских народных песен" А. Комиссарова. Один из самых значительных сценических образов, созданных Шаляпиным - Борис Годунов Мусоргского. А мужской хор и Михаил Колелишвили эпически затянули шаляпинские "коронки" - песни "Эй, ухнем" и "Дубинушка".
На заре творчества в частной опере С. Мамонтова Шаляпин познакомился с молодым Сергеем Рахманиновым. Вторым номером программы вечера стал фрагмент I части Концерта для фортепиано с оркестром Рустема Яхина, которого называют татарским Рахманиновым. Солировал Зульфат Фахразиев. Затем трио - Михаил Колелишвили, Андрей Каминский (виолончель), Алсу Барышникова (фортепиано) - исполнинили "Элегию" Ж. Массне. Существует историческая запись этого сочинения голосом Шаляпина.
Вся программа гала-концерта напрямую либо косвенно отсылала к великой личности аристократа крестьянских кровей Фёдора Ивановича. На сцене не обошлось без Мефистофеля (Михаил Казаков), Макбета (Игорь Головатенко), Отелло (Ахмед Агади), Фарлафа (Михаил Казаков). Екатерина Сергеева, ставшая с марта 2024 г. также солисткой ТАГТОиБ, спела Арию принцессы де Буйон из оперы "Адриана Лекуврер" Ф. Чилеа.
"Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги," - спел русский бас своей первой жене балерине Иоле Торнаги. Поэтому балетоманы получили от фестиваля два танцевальных дивертисмента в Гала-концерте.
Её величество Опера во втором отделении уступила место его высочеству Лёгкому жанру. Это устоявшаяся традиция гала-проектов ТАГТОиБ. Лирически выразительно с естественной искренностью Гульнора Гатина и Артур Исламов красиво преподнесли залу Дуэт из оперетты "Сильва" И. Кальмана.

Дама ордена Святого Сильвестра Светлана Касьян подарила всем Арию Анны-Элизы из оперетты "Паганини" Ф. Легара и свежие розы женщинам в партере. Антонина Весенина покорила своей колоратурой и обаятельным артистизмом, как в роли Лакме Л. Делиба, так и блистательной Кунигунды Л. Бернстайна. Все девять высоких вершин "до" Тонио из оперы "Дочь полка" Г. Доницетти лихо взялись Алексеем Татаринцевым. Певец ровно владел голосом, высвечивая краску тембра и в Арии де Гриё Ж. Массне.
Следуя идее второго отделения за роялем появилась гречанка Теодосия с джазовой сюитой А. Цфасмана. "Снежинки" и "Быстрое движение" переливались звуками и сверкающими видеопроекциями.
Режиссёр-постановщик Светлана Бессонова, художник-постановщик Гарри Гуммель (Германия), художник по свету Сергей Шевченко (Москва) создали подобающие "большому стилю" визуальную зрелищность и атмосферность происходящего. Подчёркнутая театральность видеоряда, внутренняя драматургия контрастов, пластичный "развод" мизансцен и участников при сохранении формата концертного исполнения выстроили необходимый баланс насыщенности контента и лёгкости его восприятия.

Хор и оркестр конферансье Владимир Челядинов назвал "коллективными звёздами". Бесспорно, они выказали профессиональное качество под жестом сразу трёх дирижёров. Это дорогого стоит. Если у хора ещё были паузы в выступлениях, то оркестранты без остановки мгновенно затачивались под индивидуальную манеру дирижёров, которые менялись каждые два-три номера. Это отличная оркестровая школа и бесценный опыт для музыкантов, требующий большой гибкости, чуткости и внимания. Более «по-русски» дышали хор и оркестр у Андрея Аниханова. В Сцене бури из оперы "Отелло" Дж. Верди и в хоре из "Carmina Burana" К. Орфа под напором темперамента Марко Боэми звуковые волны клокотали раскатисто и широко. Более тонко отточенными деталями играл оркестр у Эйюба Кулиева, который отвечал ещё и за балетное сопровождение.

Многократным утверждением силы искусства, красоты и духовного гедонизма зашкалил финал оперы "Турандот" Дж. Пуччини в завершении масштабного Гала. Ахмед Агади (Калаф), с 1995 года сотрудничающий с Театром оперы и балета им. М. Джалиля, неоднократно принимал участие в Международном оперном фестивале имени Ф.И. Шаляпина в Казани. Тенор получил безоговорочное право подвести черту фестивальной мистерии. Его голос трудно взбирался на пуччиниевские вокальные пики, но, преодолев подъём, с уверенной интонационной ясностью ликовал всеми красками своего тембра.
Ну, и на сладкое - "Застольная" из "Травиаты" Дж. Верди, без неё публика никогда не отпустит артистов.
Такую феерическую программу гала-концерта жаль было представить в единственном экземпляре, поэтому она повторилась два дня. Перед её началом гостей встречал струнный квартет артистов оркестра. При всей праздничности финального торжества музыканты выразили общую ноту грусти, которая витала в воздухе. Фестиваль поставил фермату длительностью в год, а потом вновь коллектив директора Театра Рауфаля Мухаметзянова начнёт da capo.