"Опытный дом переходного типа": в Москве реконструируют Дом Наркомфина
26 июня 2019
В Тюмени началась федеральная смена форума "Утро"
26 июня 2019
Голландский след русской иконописи
26 июня 2019
Как участники форума "Утро" готовили первые проекты на гранты
25 июня 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 ноября 2018 11:40

Фестиваль "Дягилев P.S” в Петербурге: Петипа был бы доволен

Девятый международный фестиваль искусств запомнится нестандартной афишей и высоким качеством спектаклей

"Коппелия". Сцена из спектакля. Фото: Михаил Логвинов
"Коппелия". Сцена из спектакля. Фото: Михаил Логвинов

Вполне понятно, что в год 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа фестиваль посвящен его искусству. Точнее, влиянию балетов классического наследия на творчество современных хореографов.

Иначе не могло быть. Во-первых, два имени – Мариус Петипа и Сергей Дягилев — связаны неразрывно, по целому ряду эстетических причин, как перекрестные стадии петербургской культуры. Во-вторых, мысль о новых версиях старых балетов наверняка привела бы креативного Сергея Павловича в восторг. А влияние "русского француза" и впрямь велико: современный балет без Петипа – как крыша без стен и фундамента. Новые хореографы, говоря на собственном пластическом языке, рождают актуальные интерпретации классики, добывая из ее недр скрытые до поры смыслы. Потенциально в классику заложенные. Именно это стремились показать организаторы фестиваля. И не удивительно, что география смотра простирается от Норвегии до Южной Африки и от Японии до Британии.

Посвящение юбиляру открыла японская "Баядерка". Но не простая, а "Баядерка. Пространство иллюзии". Труппу "Noism”, чье название программно означает "не ищем нового художественного "-изма", но ищем качество", возглавляет хореограф Йо Канамори. Он учился в Европе у Мориса Бежара, но вернулся в Японию, чтобы создать собственную труппу. Остро станцованная "Баядерка" – оригинальный микст простоватой музыки Минкуса с изощренным модерн-дансом. И с приемами драматического театра — европейского и национального.


"Бадерка". Сцена из спектакля. Фото: Марк Олич

На место индийских персонажей русского балета пришли японские, они действуют в рамках современного актуального сюжета, с войной, разрушающей некую новоявленную империю, и мелькнувшей на фоне общих ужасов - бедой частной: трусость, преданность и миражи, включая знаменитые Тени, навеяны коллизиями старого либретто "Баядерки" и памятью старика-придворного, вспоминающего былое. Все это, как острым соусом, приправлено отголосками "буто" и намеками на дальневосточные единоборства. Cочетание музыкальной наивности и постановочной изощренности (вкупе с костюмами Issey Miyake) рождает интересный результат. Про эту "Баядерку", лишенную малейших сантиментов, но полную тоски о нормальной жизни, никто не скажет "сказка, далекая от жизни".

Балет "Девушка с фарфоровыми глазами" приехал из Екатеринбурга. Хореограф Татьяна Баганова поставила спектакль по заказу фестиваля, с одной стороны, прикоснувшись к юбилею Петипа через память о старой "Коппелии", а с другой – обратившись к литературному первоисточнику, новелле "Песочный человек". А там, в отличие от легонькой по смыслу "Коппелии", все сложно: царят детские страхи, мучающие взрослых, и как сказано у Гофмана, "всякий человек, считающий себя свободным, на самом деле служит страшной игре тёмных сил". Чтобы донести до публики эту мысль, Баганова ввела в спектакль несколько одинаковых (по сценическому гриму) мужчин и столь же одинаковых женщин (или кукол-автоматов), которые как игрушки в руках зловещего механика. Балет, с его монструозными надувными атрибутами, яблоками в руках корчащихся исполнителей (это как бы глазные яблоки тоже), бессвязными повторами реплик и фонарями на лбах танцующих, похож на повторяющийся ночной кошмар.

Совсем иной спектакль из Норвегии, "Epic Short". Сделать хорошую балетную пародию едва ли не труднее, чем "серьезную" вещь. Хореограф Мелисса Хоу с этим справилась блестяще, не впав ни в пошловатые гэги, ни в поверхностное сюсюканье. Ее аллюзии на Спящую красавицу" (вместе с музыкой Первого фортепианного концерта Чайковского) влекут за собой пласт мгновенно узнаваемых образов классики, увиденной во всей наивной красе - и любовно, и беспощадно. Да и танцует норвежская труппа замечательно. И когда злая фея крутит двойные туры, король из всех сил, аж глаза на лоб, жестикулирует, добрые силы в буквальном смысле наступают на злодеев, а Красавица кубарем скатывается со склона – публика, вслед за Хоу, беззлобно смеется над пафосом и улыбается его величию.

"Epic Short". Сцена из спектакля. Фото: Михаил Логвинов

Современную версию старинной "Пахиты", привезенную из Екатеринбургского оперного театра, хореографы Сергей Вихарев и Вячеслав Самодуров сложили из подлинного хореографического текста Петипа. Вкупе со старинной же, но по-новому аранжированной музыкой, новыми танцами и режиссерскими разработками двадцать первого века. Что вызвало в кулуарах фестиваля плодотворные споры о судьбах классического наследия. "Ревизор.ru" писал об этой постановке ("Пахита: шик и немое кино", 25. 02. 2018).

"Жизель" из Южной Африки – продукт компании The Dance Factory и ее хореографа Дада Масило. Это одновременно и привычная, и непривычная версия всем известного сюжета. История женской любви и мужского предательства помещена не в европейские смысловые рамки с романтическо-христианским всепрощением, но в африканские реалии, в языческий и очень жестокий мир, одновременно грубо-материальный и полный мистики, где для обманщика работает идея бумеранга: как ты с мирозданием, так и мироздание с тобой. И тот факт, что вместо классики здесь микст африканского фольклора с современным танцем, взамен пуантов – топчущие землю босые пятки, а вместо умерших невест – злобные красные духи обоего пола, разительно меняет картину, превращая умильную историю о прощении в кровавую драму. Этот чувственный ритуал мести, полный дикой энергии, раскоряченных походок и гортанных возгласов, оформленный знаменитым художником Уильямом Кентриджем и в саунде сочетающий тревожный минимализм Филиппа Миллера с мотивами музыки Адана – стал одним из ярких впечатлений фестиваля.

"Жизель". Сцена из спектакля. Фото: Ольга Михайлова

Единственный, но значительный концерт фестиваля (а музыка- непременный атрибут всех программ в разные годы ) был посвящен эпохе барокко и прошел в старинном здании Петербургской Капеллы. Контртенор Юрий Миненко и сопрано Анна Горбачева-Огилви спели в сопровождении ансамбля "Quantum Satis” под управлением Сергея Фильченко. Звучали духовные кантаты Вивальди и "светские" арии и дуэты из опер Винчи, Генделя, Перголези и Броски. Концерт был посвящен русской крепостной певице Прасковье Жемчуговой. Петербургская публика с интересом слушала безвибратное звучание скрипок с жильными струнами, нежное "клацанье" клавесина, "вздохи" басовой лютни–теорбы и витиеватые каденции вокалистов.

Финальный балетный вечер, "Петипа P.S. Метаморфозы. Двадцать первый век", по словам художественного руководителя фестиваля, директора Петербургского театрального музея Натальи Метелицы, не похож на традиционные гала-концерты, в которых прежде всего важна демонстрация виртуозной техники танцовщиков. Это парад поисков современной хореографии, охватывающей этнически разные культуры, когда каждая страна привносит в танец свою собственную ментальность. Фрагменты балетов Петипа, Ноймайера, Ратманского, Эка, Пети, Борна и других – это мозаика из обращении к оригинальному тексту (попытки реконструкции шедевров Петипа), и к тем или иным редакциям классики, и вольные "экранизации по мотивам" классического наследия. А француз Анжелен Прельжокаж специально для концерта поставил номер "Ghost", в котором, по словам автора, речь идет о призраках. приходящих к Петипа по ночам и вдохновляющих его на творчество, и о призраке самого Петипа, в свою очередь, благословляющего позднейших творческих потомков.

В программе "Дягилев P.S.” была и серия кинопоказов, в частности, документальный фильм Манаса Шираканяна "Серебро и золото Пиковой дамы", а также фильмы-балеты Матса Эка "Жизель" и Спящая красавица". На встрече организаторов фестиваля с прессой было сказано, что юбилейный, десятый фестиваль 2019 года посвятят влиянию "Русских балетных сезонов" Сергея Дягилева на искусство двадцатого века и нашего времени.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Опытный дом переходного типа": в Москве реконструируют Дом Наркомфина
Роскошество Востока. Костюмы Османской империи глазами современных дизайнеров Турции. Часть I
В Тюмени началась федеральная смена форума "Утро"

В Москве

Голландский след русской иконописи
Русско-грузинский Сезанн — художник Кирилл Зданевич
Иконостас Гогена спустя столетие
Новости музыки
Рекорд конкурса им. П. И. Чайковского: его трансляции увидели более 10 миллионов человек
Вчера 12:19
Чайковский в Германии: эстафету "Русских сезонов" принимает Уральский Академический Филармонический оркестр
25 июня 14:45
В Москве объявлены результаты II тура конкурса имени Чайковского
23 июня 0:03
Пятый концерт вокального онлайн-шоу Arena Moscow Night пройдёт 25 июня в Царицыно
21 июня 16:00
Музыкальный фестиваль "Глория" проведут в честь двухсотлетия освящения главного лютеранского собора Москвы
21 июня 12:08
Двадцать лет за один день: в ДК Горбунова прошла пресс-конференция к двадцатилетию "НАШЕСТВИЯ"
21 июня 11:15
В Москве объявлены результаты I тура конкурса имени Чайковского
21 июня 0:29
Сегодня могло бы исполниться 85 лет Юрию Визбору
20 июня 13:15
XVIII международный карильонный фестиваль "Музыка над городом" стартует в Санкт-Петербурге
19 июня 14:00
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть