25 марта в Римско-католическом кафедральном соборе пройдет проект "Жан Ришафор и композиторы 21 века". Экспериментальный акцент событию придает идея музыкального пересечения, когда к старинной музыке добавлены "рефлексии" современных композиторов. Шестиголосный "Реквием памяти Жоскена Депре", сочиненный великим мастером ренессансной полифонии Ришафором в 1532 году, в новом контексте приобрел статус мировой премьеры. Нас ждет диалог сакрального и светского, латыни с французским, но прежде всего – прыжок в художественную неизвестность.
Встреча разных музыкальных эпох, а значит, разных мировоззрений, неизбежно высекает новые, непредсказуемые, смыслы из компонентов проекта. И автор "Реквиема", смело цитировавший предшественника, подает в этом пример. Композиторы Армен Гущян, Владимир Раннев, Алексей Сысоев, Клаус Ланг и Франк Кристоф Езникян дописали ровно столько музыки, чтобы восстановить канон католической заупокойной мессы. Ведь у Ришафора, почтившего память собрата по профессии (тоже великого полифониста), некоторые традиционные части мессы отсутствуют.
В концерте принимают участие вокальный ансамбль "Intrada" под управлением Екатерины Антоненко, скрипач Айлен Притчин, альтист Сергей Полтавский, виолончелист Сергей Суворов и контрабасист Карлос Наварро Эрреро - исполнители, завоевавшие многочисленные награды на международных конкурсах.

Фото: Ира Полярная/Опера Априори
23 апреля в концертном зале "Филармония-2" (концертный зал имени Рахманинова) состоится еще одна российская премьера. Это единственная опера Сибелиуса "Дева в башне", написанная знаменитым финским композитором в 1896 году. Либретто написано на шведском языке. Средневековый сюжет о похищении девушки злым насильником (но со счастливым финалом) перекликается со второй, тоже одноактной оперой программы. В "Кащее Бессмертном" Римского-Корсакова (1902) сходные обстоятельства раскрываются через волшебную сказку. (В русском произведении красавицу тоже похищает злодей, но возлюбленный освобождает ее из плена). Чему, как и у Сибелиуса. "способствует женский персонаж, трансформирующийся в процессе "от отрицательного к положительному".
Типологическое сходство опер, написанных примерно в одно и то же время, воплотит известный далеко за пределами Финляндии дирижер Олли Мустонен, вместе с Московским камерным оркестром "Musica Viva" и Хоровой капеллой имени Юрлова.

Фото: Outi Tormala
Замысел вечера еще и в том, чтобы партии в финской и русской операх исполнили одни и те же солисты. Примы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Мурадымова (Дева и Царевна), как и Ксения Дудникова (Хозяйка замка и Кащеевна) в рекламе не нуждаются: знатоки давно оценили красочное сопрано первой и мощное меццо-сопрано второй. Солисты Большого театра Максим Пастер и Петр Мигунов будут петь рядом с финским баритоном Маркусом Ниеминеном.
Читайте также:
Франко Фаджоли открыл международный фестиваль “Опера Априори”.