Всё лучшее – детям!
27 октября 2020
Опера-Гала в Центре Галины Вишневской
27 октября 2020
Александр Ерёменко – мастер по ремонту крокодилов
26 октября 2020
Евгений Винокуров: поэт любовного фронта
24 октября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Французская музыка от татарского оркестра

Дирижёр Александр Сладковский и Государственный оркестр Республики Татарстан завершили абонемент в Московской филармонии концертом из французской музыки

Фото: предоставлено оркестром
Фото: предоставлено оркестром

Для заключительного концерта абонемента в Московской филармонии Государственный симфонический оркестр Татарстана во главе со своим художественным руководителем Александром Сладковским выбрал программу из произведений французских композиторов. Сам факт обращения к французской музыке выделял этот вечер из череды филармонических концертов. Всё же, как бы ни был разнообразен нынешний симфонический репертуар, оркестровые опусы Дебюсси и Фантастическую симфонию Берлиоза исполняют не так уж часто. Кроме того, публика шла на встречу с превосходным солистом: пианист Жан-Ив Тибоде довольно редкий гость на отечественных сценах, и тем более было интересно услышать его интерпретацию одного из самых известных фортепианных произведений французских композиторов – Пятого концерта Сен-Санса.

Однако, ни включение интересных партитур, ни эксклюзивные солисты никогда не соберут такой аншлаг на симфонической программе, какой наблюдался в Концертном зале имени Чайковского в этот вечер. Свободных мест не было вовсе, и было очевидно, что все эти слушатели пришли в филармонию именно на Сладковского и его оркестр. Столь полные залы собирают только те коллективы, в которых публика уверена: живой звук оркестра подарит неповторимую палитру звуков, не сравнимую ни с какими аудиоэффектами. И в этот океан впечатляющих звучностей Сладковский со своим оркестром погрузил зал сразу же, с первых тактов симфонического триптиха "Море" К. Дебюсси.

В случае с данной партитурой к ожиданиям потеряться в морской пучине звучностей надо подходить с осторожностью. Оркестровая ткань этой симфонии из трёх картин прозрачна, в ней слышен каждый голос, важна каждая нота и каждый нюанс. Но оркестр Татарстана буквально ошеломил зал, погружая его то в прозрачную глубину, то раскидывая по пенящимся гребням. Казанские музыканты блестяще показали темпераментность и силу этого произведения, ясность и логичность его структуры. Сладковский подчёркивал контрасты, усиливал акценты. И такая экспрессия сделала особо заметной близость импрессионистских зарисовок Дебюсси русской классике. Это прочтение делало понятной оценку крупнейшего русского композитора-симфониста ХХ столетия Н. Мясковского, считавшего, что: "Море" — лучшая партитура на свете".

Фото предоставлено оркестром

После столь впечатляющего начала, в концерте Сен-Санса оркестр отошёл на второй план, но оказался не второстепенным аккомпаниатором, а гибким и темпераментным партнёром. Жан-Ив Тибоде во многом уникальный пианист для нашего времени. Его самоуглублённый, чуждый поверхностности стиль воссоздаёт лучшие традиции прошлого, но сценическая свобода и раскрепощённость свидетельствуют о том, что при всём почтении к традициям, он – истинный сын своей эпохи. Снимая всё наносное, без лишних эффектов, но обращаясь к самой сути, и был исполнен Пятый фортепианный концерт Сен-Санса. А сыгранная на бис Павана Равеля подчеркнула, насколько этот пианист непревзойдённый интерпретатор французской музыки, с её речитативными, опирающимися на мелодику французской речи, рапсодиями, изысканными хитроумными находками в драматургии, бравурными, карнавально пышными кульминациями.


Фото предоставлено оркестром

Во втором отделении свободных мест в зале не прибавилось, что подтвердило: слушатель пришёл именно "на оркестр". Фантастическая симфония Г.Берлиоза продемонстрировала, какой совершенный исполнительский ансамбль создал Сладковский в своём казанском оркестре. Эта монументальная пятичастная симфония отличается внушительностью масштабов, эмоциональной силой и яркостью красок. Всё эти особенности "эпизода из жизни артиста" (такой заголовок дал композитор программе симфонии) Сладковский подчеркнул с предельной яркостью и экспрессией. Чуть полётнее и быстрее темпы – и вот уже изображение завывающего ветра в эпизоде грозы кажется абсолютно естественным, картина колдовского шабаша действительно устрашает унисонами духовых в похоронном гимне Dies irae, а игра col legno – смычком "наоборот", деревянным древком по струнам, впечатляет, будто впервые. Однако, чтобы так смело обнажать контрасты и противоречия, удлинять паузы, превращая их в эффектные замирания дыхания у всего зала, позволять эффектно "громыхать" медным и покорять звуковыми массами ударных, - для достижения всей этой артистичности и свободы нужна идеальная сыгранность оркестра и полное взаимопонимание оркестрантов с дирижёром. Ведь, казалось бы, все эти приёмы очевидны и доступны каждому интерпретатору этой фантасмагорической партитуры. Но заставить их "работать" и впечатлять также, как публику два столетия назад (а именно это удалось сделать татарскому оркестру!), такое эффектное исполнение – удел единиц. Судя по образцовой тишине между частями и грому оваций, раздавшему, когда еще даже не успела отзвучать последняя нота, - Сладковский и возглавляемый им Государственный оркестр Татарстана уверенно вошли в когорту единичных в своём роде оркестров, признанных и любимых в столице. А сыгранный на бис Ракоци-марш словно символизировал многообещающие будущие встречи с казанским симфоническим оркестром, о новом абонементе которого на будущий сезон уже объявила Московская филармония.

Фото предоставлено оркестром
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Всё лучшее – детям!
Опера-Гала в Центре Галины Вишневской
Александр Ерёменко – мастер по ремонту крокодилов

В Москве

Как в Москве закрылся 42-ой Международный кинофестиваль
"Некурортный роман": премьера документального спектакля на Большой сцене МХАТ
MONTECCHI VS OPERA
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть