В музее-усадьбе "Архангельское" ведется масштабная реставрация
19 апреля 2019
"Жена поэта Брюсова" — презентация альбома-каталога
19 апреля 2019
Книгопанорама: от Донбасса до птичьего рынка.
18 апреля 2019
"Stabat Mater"— восьмивековая история в одном концерте
17 апреля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Истории с оркестром". Михаил Юровский – Ольга Перетятько

Концерт оперной дивы и известного дирижера в новом формате

Фото: пресс-служба Московской филармонии
Фото: пресс-служба Московской филармонии

Долгожданный концерт мировой оперной дивы, сопрано Ольги Перетятько, имел нетипичный формат. В этот вечер певица выступила как солистка в концерте "Истории с оркестром" с посвящением памяти покойного Геннадия Рождественского. Это музыкальное событие из цикла просветительских концертов было представлено на сцене столичного КЗЧ Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова под руководством дирижёра Михаила Юровского, выступившего в концерте ещё и в роли рассказчика историй.

Маэстро Михаил Юровский, выйдя на сцену, уютно, по-домашнему уселся в кресле перед небольшим столиком с микрофоном и начал беседу с залом. Были поведаны публике, можно сказать, эксклюзивные истории, хоть и недавнего, но прошлого времени, в которых мелькали имена знаменитых, музыкантов, встречающихся на страницах энциклопедии. Это: Л. Коган, Д. Ойстрах, М. Ростропович, Э. Гилельс, композиторы А. Хачатурян, Д. Шостакович. Михаил Юровский, как личность и как музыкант, был сформирован этой уникальной средой. Замечательно, что дирижер считает важным поделиться со зрителями своими мыслями и воспоминаниями.

Затем в концерте логическим переходом к музыке стало исполнение сюиты "Летняя ночь" из оперы "Обручение в монастыре" Сергея Прокофьева. Удивительна жизнь этого сочинения в музыкальном пространстве! Опера была написана в 1940 году, до войны, а премьера её состоялась в 1946 году на сцене тогда Кировского театра в Ленинграде. В основе сюжета лежит пьеса Р. Шеридана, по которой и написано либретто С. Прокофьевым и М. Мендельсон. Музыка сюиты пронизана тонким лиризмом, поэтически разработаны сцены ночных свиданий, звучат серенады и танцы. Всё наполнено ощущениями тёплой южной природы. Музыка выражает основное настроение – состояние влюблённости, которое соответствовало обстоятельствам жизни композитора в то время.

Михаил Юровский. Фото: пресс-служба Московской филармонии 

Позднее, в 1950 году, композитором была создана сюита "Летняя ночь", составленная из нескольких симфонических фрагментов оперы "Обручение в монастыре". Эта сюита  и была исполнена ГАСО имени Е.Ф. Светланова под управлением маэстро М. Юровского в нашем концерте.

Наступил черёд В.А. Моцарта, заявленного в программе мотетом для сопрано с оркестром "EXSULTATE, JUBILATE" и с партией органа (К. Волостнов). На сцену вышла сопрано, дива, мировая звезда Ольга Перетятько. Хоть и редко, но трижды в год, певица бывает в Москве. Это как раз и было третьим её приездом в столицу в завершающемся театрально-концертном сезоне. Ранее состоялся ее дебют в партии Виолетты в опере "Травиата" Дж. Верди на сцене Большого театра. Певица является приглашённой солисткой Большого театра. Осенью, в начале сезона, на сцене КЗЧ был трогательный вечер, в программе которого певица рассказывала о своей творческой дружбе с незабвенным Альберто Дзедда, "Дзеддушкой", как ласково называла его певица, и, конечно же, Ольга исполнила многие произведения из тех, что готовила с великим музыкантом и своим другом.

Альберто Дзедда. Фото: пресс-служба фестиваля РОФ 

Певица выступает на лучших мировых оперных сценах и ее выступления всегда имеют огромный успех. В чём же секрет такой успешной жизни на сцене Ольги Перетятько? Всегда достовернее то, что говорят о тебе другие. И тут уместно вспомнить отзыв о работе с певицей на сцене знаменитого дирижёра, маэстро Юрия Темирканова. Ольга тогда готовилась к выступлению в родном Петербурге. По отзыву Юрия Темирканова успех певицы – результат ее невероятной собранности, концентрации энергии, готовности обучаться и реагировать на замечания. Как сказал маэстро, она всегда готова к работе.

Разумеется, успех Ольги и в ее замечательном природном голосе, над которым она много работает. От других талантливых и успешных певиц ее отличает безупречный вкус, владение чувством меры умение верно придерживаться стиля произведений, которые она исполняет. Без определенного мастерства передать переживания своих героинь достоверно, чтобы убедить зрителя, невозможно. И в этом плане сопрано Ольга Перетятько достигла необыкновенных высот.

Ольга Перетятько. Фото: пресс-служба Мовсковской филармонии

Ольга Перетятько начала свое выступления с произведения Моцарта и в полной мере передала смысл музыкального текста, аллегорического посвящения Деве Марии, приносящей радость, мир и покой в человеческие сердца.

Во втором отделении концерта певица исполнила сочинения Сергея Рахманинова, посвятив их 145-летию со дня рождения композитора. Эту часть концерта открыл знаменитый "Вокализ" для голоса с оркестром в авторском переложении. Ощущение элегической красоты звучания, бесконечность мелодии поэмы без слов - всё это выражало прекрасное сопрано, струящееся, сверкающее, полностью соответствующее эпохе русского символизма.

Затем последовал романс "Здесь хорошо" в переложении для голоса с оркестром Владимира Юровского. Этому романсу Ольга Перетятько придала элегическую грусть, рождающую мысль о скоротечности бытия.

Ольга Перетятько. Фото: пресс-служба Мовсковской филармонии

Кульминацией рахманиновского цикла в программе концерта стал знаменитый романс "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина в переложении для голоса с оркестром Михаила Юровского. Этот романс певица исполнила драматически насыщенно, придав звучанию трагическую окраску, выверено расставив смысловые акценты. Романс составил драматическую сцену глубокого трагического содержания. Огромный зал слушал этот шедевр в абсолютной тишине и после безмолвной паузы взорвался овациями. Зрители стоя аплодировали певице.

Завершился концерт исполнением Девятой симфонии Д. Шостаковича, законченной композитором в 1945 году. Авторский замысел этого произведения предполагал симфонию как продолжение традиции, заложенной Л. Бетховеном в его Девятой симфонии. Позднее замысел трансформировался под влиянием внешних обстоятельств. Сочинение долго находилось под запретом. Симфония не исполнялась до 1955 года в связи с её пародийно-ироничным характером.
Переполненный зал КЗЧ с энтузиазмом приветствовал оркестр, солистку Ольгу Перетятько, дирижёра, маэстро Михаила Юровского. В зале царила атмосфера сопричастности высокому искусству, мастерству исполнителей.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Инна Гомес возглавила премию "На благо мира"
В музее-усадьбе "Архангельское" ведется масштабная реставрация
"Жена поэта Брюсова" — презентация альбома-каталога
Книгопанорама: от Донбасса до птичьего рынка.
"Stabat Mater"— восьмивековая история в одном концерте
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть