"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Концертный зал имени Чайковского покажет программу "Бриттен–Шостакович. Вокальные циклы"

Выступление состоится 3 апреля.

Автор: Ревизор.ru
Фото: Концертный зал имени Чайковского
Фото: Концертный зал имени Чайковского

3 апреля 2022 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского прозвучат сочинения программы "Бриттен–Шостакович. Вокальные циклы" в сопровождении Камерного ансамбля "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета.

Вокальный цикл Бриттена исполнит певец, солист Большого театра России, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства, яркий исполнитель лирических и характерных партий Максим Пастер.

Ильдар Абдразаков – заслуженный артист России и народный артист Республики Башкоркостан, лауреат "Грэмми" и "Золотой маски". Один из лучших басов России, выступающий на крупнейших оперных сценах мира, он находит особые, трагические краски в исполнении Вокальной сюиты Шостаковича, много лет входящей в его репертуар.

За пультом Камерного ансамбля "Солисты Москвы" – его создатель и главный дирижер Юрий Башмет.
 
"Ты большой композитор, а я - маленький", - сказал Бенджамину Бриттену Дмитрий Шостакович. Их знакомство в 1960 году в Лондоне переросло в сердечную дружбу, столь редкую между двумя гениями. Но кажется, что в их жизни и творчестве, при всех различиях, были постоянные пересечения, вызванные общими взглядами на искусство и человека, мир и войну, сохранением веры в добро в водовороте трагических коллизий эпохи. "В течение многих лет Ваша работа и жизнь были для меня примером – мужества, честности и человеческой симпатии, – пишет Шостаковичу Бриттен.  –  Должен сказать, что сейчас нет композитора, который оказал бы на меня такое влияние, как Вы". А после его смерти признает Шостаковича "величайшим композитором, которого мне посчастливилось знать".
 
"Сюита на слова Микеланджело" - одно из последних сочинений, над которым работал Дмитрий Шостакович. Композитора увлекла книга микеланджеловских сонетов в переводах Абрама Эфроса. "Я вновь и вновь обращался к его образу, смотрел его работы, читал стихи; меня поражала многогранность его таланта, передо мной вставал не только ученый, не только художник, но и поэт, - писал Шостакович. – И хотя сам Микеланджело относился к своему поэтическому творчеству более чем скромно, меня потрясла красота его стихов, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества". Отобранные Шостаковичем стихи отражают главную линию его творчества последних лет: Осмысление Жизни – Смерть – Бессмертие. Вокальная сюита посвящена Ирине Антоновне Шостакович – жене, верному другу и хранителю его наследия.
 
Вокальный цикл "Озарения" Бенджамина Бриттена, напротив, был пробой пера молодого композитора в этом жанре. Его светлая лирика – дань увлечению поэтическим символизмом и творчеством Артура Рэмбо; необычно обращение английского автора к французскому оригиналу (год спустя он обратится и к итальянским сонетам Микеланджело, раскрыв его поэтический мир совершенно по-иному, нежели Шостакович – разворачивающаяся трагедия мировой войны ещё не омрачила творческий мир создателя "Военного реквиема"). Именно премьера "Les Illuninations", прошедшая в 1940 г. с триумфальным успехом, открыла композиторское имя Бриттена широкой публике.
 
Восьмой струнный квартет – одно из известнейших сочинений Шостаковича. Он был написан в 1960 г. в Дрездене, где композитор работал над музыкой к фильму "Пять дней, пять ночей", посвященному спасению шедевров Дрезденской картинной галереи. Вид одного из красивейших городов Европы, все еще лежавшего в руинах, вдохновил Шостаковича на скорбный, трагический цикл, обличающий ужасы войны. С другой стороны, квартет наполнен автоцитатами из произведений разных лет (Первая, Пятая, Восьмая и Десятая симфонии, Виолончельный концерт, Фортепианное трио, опера "Леди Мкабет мценского уезда", 10 хоровых поэм) и является своего рода "посвящением самому себе". Личные переживания и трагическое обобщение пережитого слились в этом сочинении, которое получило вторую жизнь в оркестровом звучании.
 
В программе:
 
Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Вокальная сюита на слова Микеланджело, соч.145а (1974)
для баса с сопровождением оркестра
"Истина" (Сонет № 3)
"Утро" (Сонет № 20)
"Любовь" (Сонет № 25)
"Разлука" (мадригал)
"Гнев" (Сонет № 4,)
"Данте" (Сонет № 1)
"Изгнаннику" (Сонет № 2)
"Творчество" (Сонет № 61)
"Ночь" (Диалог Джованни Строцци и Скульптора)
"Смерть" (Сонет № 69)
"Бессмертие" (эпитафия Чеккино Браччо Фьорентино)
Солист: Ильдар Абдразаков (бас)
 
Бенджамин Бриттен (1913-1976)
"Озарения" ("Les Illuminations") – вокальный цикл на стихи Артура Рэмбо для голоса и струнного оркестра, соч. 18 (1939)
Fanfare
Villes
Phrase and Antique
Royauté
Marine
Interlude
Being beauteous
Parade
Départ
Солист: Максим Пастер (тенор)
 
Дмитрий Шостакович
Квартет №8 соч. 110, до минор
"Памяти жертв фашизма и войны" (1960)
(переложение для струнного оркестра; без перерыва)
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть