Программа нынешнего фестиваля объединила разные направления искусства: музыку, оперную драму, балет, драматический театр, камерные музыкальные жанры и даже джаз. Сам "хозяин" клинского события, Петр Ильич, в своем композиторском творчестве демонстрирует нам многожанровость. И что у него "получалось" лучше - оперы, балеты, симфонии, фортепианные миниатюры, инструментальные ансамбли или романсы - ответить невозможно. Каждое его обращение к любым жанрам рождало нетленные образцы, мировые шедевры, доселе невиданные музыкальные жемчужины.
Для нас, для русской культуры Чайковский неотделим от Пушкина. Две самые значимые для мирового оперного наследия и часто исполняемые оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Петр Ильич написал на произведения Александра Сергеевича. Этот тандем двух гениев - неисчерпаемый источник вдохновения режиссеров и постановщиков всего мира. А для зрителя - ненадоедающая актуальность мыслей Пушкина и неумирающая музыка Чайковского.
Фото: Елена Алексеева
Марина Брусникина, взяв литературный первоисточник, роман в стихах "Евгений Онегин", вычленила из него отступления рассказчика, "доброго приятеля Онегина". Хотя слушателя ведут по сюжету, главное в спектакле не история героев, а именно размышления автора. Пушкин - великий мудрец, глубокий философ, ироничный шутник. Одно удовольствие было слушать гениальные пушкинские изречения, давно уже ставшие народными поговорками, в таком чистом виде, с расчетливо опущенными сюжетными сценами. И, безусловно, музыкальные оркестровые паузы усиливали эмоциональное впечатление, приподнимали чувства и заостряли мысль слушателя.
Юрий Абрамович Башмет выбрал музыку, что называется самую-самую. Но он сознательно ушел от просто иллюстрации произносимого Мироновым и Боярской текста фрагментами оперы "Евгений Онегин". Например, когда дело дошло до дуэли, зазвучал отрывок из "Пиковой дамы". А перед ожидаемым письмом Татьяны, которое Елизавета Боярская не произнесла вслух, началась прямо с кульминации тема медленной части Второй симфонии Рахманинова. Таким образом, с помощью музыки максимально достигается то чувство, которое по замыслу создателей спектакля должна испытать публика: либо сильное нервное напряжение дуэлянтов, либо экстатическую влюбленность героини. Не было привычной "родной" музыки сцены письма Татьяны или популярной арии Ленского, его предсмертного дуэта с Онегиным из оперы, тем неожиданнее и ярче наступал эффект сопереживания зала происходящему. Знаменитые фразы Пушкина: "Москва, как много в этом звуке...", произнесенные Евгением Мироновым, отсутствуют в либретто оперы. Этот монолог артиста был продолжен монологом оркестра в симфонической картине Модеста Мусоргского "Рассвет на Москва-реке".
Фото: Елена Алексеева
Голос Евгения Миронова, его выразительный тембр, с преобладающей интонацией легкой насмешливости, как нельзя лучше сочетался с виртуозной изящностью пушкинского изложения. Публика неоднократно похохатывала над меткими замечаниями автора из уст артиста, узнавая себя или нашу сегодняшнюю действительность, не изменившуюся с пушкинских времен.
Елизавета Боярская в самом начале повествования взяла слишком быстрый темп, подчиняясь оживлению и волнению строк "Театр уж полон, ложи блещут" и далее. Слегка споткнулась, не справившись с ритмом. Но в последней сцене встречи с влюбленным Онегиным, Боярская заставила зрителей не дышать от напряжения. Спектакль-концерт разыгрывался на поляне музея-заповедника, куда проникали разные дорожно-уличные шумы. Но даже вариант open air в этом монологе актрисы дал ощущение гробовой тишины зала.
Сердца зрителей, особенно женской половины, окончательно растаяли, когда под звуки вальсового вихря Арама Хачатуряна Евгений Миронов-Онегин пригласил свою партнершу на вальс. Строгое девичье, но очень женственное в своей нежно-розовости, платье Боярской эффектно дополняло картинку сценического бала.
Фото: Елена Алексеева
Завершило представление Адажио из балета "Щелкунчик" Петра Ильича Чайковского. Этот мировой хит, гимн любви и счастья зазвучал, когда начал накрапывать дождик. В свете разноцветных рамп дождинки показались снежинками, во всяком случае, в моем воображении (простите за лирическое отступление).
В этот же день в Доме-музее П. И. Чайковского состоялся концерт "Приношение П. И. Чайковскому" из сочинений авторов композиторской школы Александра Владимировича Чайковского - А. Чайковский, К. Бодров, С. Сюмак.
На VI фестивале искусств в Клину публику еще ждут вечера разно-жанровых композиций, фантазий и, кажется, импровизаций: оперно-симфонический, камерно-инструментальный, джазовый, заключительный гала.