Все фото: Михаил Брацило. Предоставлено Пресс-службой фестиваля.
Музыкальные фестивали Юрия Башмета всегда творчески озабочены расширением горизонтов. Желающие удивлять и радовать, знакомить и просвещать, они взращивают слушательскую аудиторию, воспитывая вкус и приобщая к высокой культуре. Новые имена, коллективы, жанры появляются в фестивальной афише, рождая новые и обновляя устоявшиеся форматы общения с публикой. XVII Международный башметовский фестиваль-2025 привёз в этом году лучших из лучших солистов известных оркестров Беларуси и России, которые объединились внутри своих коллективов для совместного музицирования. Малые астероиды больших симфонических планет засверкали в Ярославле новыми гранями своего мастерства.

В 2013 году на базе оркестра Большого театра Беларуси возник брасс-ансамбль из концертмейстеров медно-духовых и ударной групп. Название "A.M.A.D.I.S." образовалось из заглавных букв имён музыкантов, и, не смотря на небольшие изменения состава артистов, прижилось в многочисленных афишах. Неизменным руководителем брасс-ансамбля остаётся первая труба - Дмитрий Горбачук, заведующий оркестром театра. Музыканты-духовики много выступают и активно гастролируют, представляя разные программы.
Для Ярославля ребята сознательно выбрали не академическую музыку классического репертуара, а аранжировки популярных и джазовых шлягеров советско-российской и мировой эстрады. Они хотели, чтобы пришедший на концерт слушатель релаксировал, подпевая знаменитые мелодии и стандарты. "Неудачное свидание" Цфасмана, "Лунная серенада" Миллера, "Битлз-поппури", "Розовая пантера" Манчини, "Бесамо мучо" Веласкеса и другие хиты были исполнены в сопровождении ударных, перкуссии и кахона Михаила Константинова. На сцене Концертного зала им. Л. Собинова состоялась премьера композиции Арины Безенсон "Движение планет" с участием вибрафона и фортепиано (Карина Шагова). Идею сочинения белорусскому автору подали музыканты в связи с полётом в космос Марины Василевской. Женщина-композитор посвятила своё произведение женщине-космонавту. Завершился концерт беспроигрышным бисом - исполнением "A.M.A.D.I.S. Brass" песни "День Победы" Тухманова.
Белорусские музыканты, солисты оркестра Большого театра Республики Беларусь, в рамках Духовой Академии Фестиваля провели 2-х дневные мастер-классы для учащихся Ярославского музыкального училища имени Л. Собинова.

Более 60 лет назад родился Камерный оркестр при старейшем отечественном коллективе ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Представители легендарного оркестра впервые участвовали в ярославском фестивале, выказав свой неповторимый стиль исполнения. Главный дирижёр Николай Алексеев и его музыканты не могли обойтись без музыки Дмитрия Дмитриевича при выборе программы, в которой прозвучали также сочинения Ф. Шуберта, П.И. Чайковского и Й. Гайдна. Концерт открылся Антрактом (№ 3) из музыки к драме "Розамунда" Франца Шуберта.
"Шуберт - это классика. Шостаковича мы обязаны сыграть, потому что Санкт-Петербургская филармония носит его имя - это не характерные для автора масштабных симфоний Прелюдия и Скерцо для струнного октета. Концертмейстер группы виолончелей Дмитрий Хрычев солирует в "Вариациях на тему рококо" Чайковского. Я не хвастаюсь, но хвастаюсь и горжусь такими музыкантами оркестра, которые все яркие солисты," - сказал маэстро Николай Геннадиевич.

Шесть немецких танцев Ф. Шуберта в оркестровке А. Веберна и симфония № 60 "Il distratto" ("Рассеянный") Й. Гайдна в шести частях звучали характерным благородством фирменного звука оркестра, который уже давно отметил свой вековой юбилей. Но не только эталонное звучание оркестрового организма радовало публику. Музыканты артистично изобразили сюрприз необычного гайдновского творения. По задумке остроумного Йозефа, придворного композитора семейства Эстерхази, рассеянность джентльмена была изображена в музыке остановкой и настройкой инструментов перед финалом симфонии. Народ в зале правильно среагировал на шутку.

Фото предоставлено Ярославской филармонией.
Впервые в афише фестиваля был заявлен элитарный жанр музицирования. Камерная музыка позднего романтизма составила программу дуэтного вечера прославленного виолончелиста Александра Князева и пианистки, лауреата международных конкурсов Ксении Башмет. Трёхчастная соната фа мажор Рихарда Штрауса стала в выборе музыкантов единственной, написанной в оригинале для виолончели и фортепиано. Четырёхчастные сонаты фа минор и ми-бемоль мажор Иоганнеса Брамса для альта и фортепиано, изначально предназначенные композитором для солирующего кларнета и фортепиано, прозвучали в переложении Александра Князева для виолончели.
Развёрнутая четырёхчастная соната ре минор для скрипки и фортепиано И. Брамса также была исполнена в виолончельном варианте Князева, завершив выступление.
Первый раз сонатная форма последних немецких романтиков предстала в таком объёмном содержании ко вниманию ярославской публики. Сонатный цикл венских классиков - сонатное аллегро, медленная, скерцозная части и финал - в прозвучавших сонатах приобрёл черты романтического стиля. Камерная интимность высказывания, чувственный порыв и эмоциональная импульсивность, присутствующие в музыке, наряду с виртуозным насыщением и богатством фактуры были переданы музыкантами в полной мере. Подача дуэтом музыкального материала отличалась крупным звуковым мазком, яркой динамикой и выстроенной драматургией сквозного развития. Большой по продолжительности концерт зал выслушал без усилий и с большим интересом, отблагодарив дуэт овациями.
XVII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области проходит с 10-18 мая 2025 года. Организаторы фестиваля: Русское концертное агентство и Ярославская государственная филармония при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.