Фото: Московская государственная академическая филармония
За его неординарное интеллектуальное "видение" музыкальных произведений мировая пресса окрестила пианиста новым Гленом Гульдом. Прежде всего за высоко художественные и оригинальные интерпретации сочинений Баха. Музицирование Фрэ – это духовно-интеллектуальный поиск, далекий от развлекательно-виртуозного подхода к музыке. "Клавишной акробатике я предпочитаю продуманность – 10 процентов пальцев и 90 процентов интеллекта", – объясняет пианист.
Имеющий многочисленные награды международных конкурсов и фестивалей, титулованный высокими музыкальными званиями у себя на родине и в мире, Давид Фрэ выступает с лучшими дирижерами и ведущими оркестрами. Ему посвящают свои произведения композиторы, о нем снимают фильмы.
Фото: Культура.рф
Благодаря организатору фестиваля компании Euro Entertainment, московская публика получила уникальный шанс насладиться композициями из нового альбома пианиста до их официального выпуска на CD. Это сочинения Шопена, а также "Новеллетта n 8" Шумана и "Семь фантазий" Брамса.
"Мне хочется показать людям ту красоту, которая обычно остается незамеченной". Первое отделение концерта прозвучало "иллюстрацией" собственной мысли пианиста.
Фото: Ticketland.ru
Из чудных миниатюр Фредерика Шопена музыкант извлекал драгоценности изысканнейшей шопеновской фактуры. Приспосабливаясь к акустике зала, он не позволял динамике сильно увеличиваться, погружая звуковую ауру в бесконечные оттенки pianissimo. Утонченность и легкая "болезненность" самого Шопена сквозила в ноктюрнах, мазурках, вальсах. Почудилось даже внешнее сходство пианиста с композитором.
Фортепиано по своей природе – ударный инструмент. Молоточки, приводимые в движение клавишами, ударяют по струнам. А природа любой кантилены, в частности шопеновской, требует сверх певучести. "
Я стараюсь заставить мой инструмент петь. Фортепиано – прекрасно, но, играя на нем, необходимо выходить за рамки его перкуссионной природы", – убежден пианист. Его "
sing".
Фото: Московская государственная академическая филармония
Во втором отделении концерта прозвучала музыка немецких композиторов-романтиков Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса. Взросление юного Давида проходило в атмосфере, пропитанной немецкой литературой и философскими рассуждениями. Мать была учительницей немецкого языка, отец — философии. Не отсюда ли его "think" – интеллектуальный подход музыканта к игре на фортепиано.
Романтически-порывистая музыка Шумана и Брамса, многослойность ее фактуры с особой силой выказали уникальную особенность Давида Фрэ, которую отмечают все. Необыкновенная "связанность" звуковедения. Кажется, это особое legato пианист делает не пальцами, а чутким слухом. Подчиняясь ему, звуки соединяются в вибрирующем пространстве зала, отражаясь от собственных обертонов. Звучание приобретает полифоническую "вязкость", объемность и насыщенность, характерные для стиля немецких романтиков.
Фото: Московская государственная академическая филармония
Умение петь на рояле – sing, свободное владение метро-ритмом произведения – swing, проникновение в композиторскую мысль – think, эта концепция музыканта Давида Фрэ находит свое идеальное воплощение, в первую очередь, в гениальных творениях Баха.
И пришел Он, и рек Он...
Когда зазвучали три баховских биса, вселенская тишина высшего порядка спустилась с небесных сфер, сошла на землю, и длань Его коснулась земного...
Невозможно было заставить себя аплодировать. Инородное, мирское. Слушатели боялись нарушить то, что окутывало их. Для Баха отсутствие аплодисментов – это и есть высочайшее признание. И для Давида.
Благодарение Богу, Баху и артисту.
“Артист должен помогать зрителю увидеть, услышать и почувствовать”.
Давид Фрэ