"Лето. Музыка. Музей" - музыкальный фестиваль на берегах подмосковной Истры продолжает громко заявлять о себе яркими именами участников и интересными программами. Российский национальный молодежный симфонический оркестр - дебютант нынешнего фестиваля. И сразу коллектив амбициозно включил в свое выступление масштабное полотно Густава Малера. Вниманию слушателей была предложена Первая симфония композитора - наслаждение для меломанов и испытание для оркестрантов. Энергичные и молодые бесстрашно ринулись в бой под "защитой" своего творческого предводителя, дирижера Кирилла Карабица.
Имя маэстро за последнее десятилетие прочно вошло в европейские и мировые ангажементы, симфонические и оперные афиши. Карабиц - частый гость на российских сценах в качестве приглашаемого дирижера Российского национального оркестра Михаила Плетнева. К слову сказать, недавно Кирилл Карабиц сотрудничал с таким же молодым коллективом Национального молодежного оркестра Великобритании, с которым провел концертное турне.
Открыла второй концерт нынешнего фестиваля 2021 популярная музыка россиниевской увертюры. Резкий выброс руки дирижера, импульсивный жест в сторону малого барабана запустил мощную дробь, динамическим электричеством пронзившую пространство. Следующая дробь барабанщика отозвалась на легкое движение дирижерского пальца. Динамический контраст, гибкость музыкального течения времени, кульминации "на вылет" присутствовали в исполнении увертюры. Молодые музыканты сыграли весь, как говорится, "санитарный" минимум. Все открытые соло духовиков прозвучали крепко, с претензией на свободу. Во время выступления на сцене ясно проглядывалась внимательная влюбленность оркестрантов в музыкальный "диктат" маэстро. Это, безусловно, приподнимало воодушевление исполнителей и передавалось слушателям.
Алена Баева покорила публику, несомненно, безукоризненной кантиленой второй медленной части моцартовского концерта. Ее смычок будто удлинялся, соединяя в легатиссимо звуки. Прекрасная мелодия плелась мастерским звуковедением скрипачки. Яркая концертность и темперамент исполнительницы, ученицы Эдуарда Грача, всегда подспудно чувствуется в игре Алены Баевой. Ее инструмент - скрипка XVIII века работы Гварнери дель Джезу.
Симфония n 1 Ре мажор Густава Малера для Российского национального молодежного симфонического оркестра, как и для многих коллективов - момент истины, проверка профессионализма "боем". Особенно это относится к группам деревянных и медных духовых. Особый малеровский стиль, западно-европейское чувство фразеровки и дыхания - камень преткновения для музыкантов. Во время исполнения случались погрешности, киксы, но опыт ребятами получен колоссальный. В этом большая заслуга дирижера. Кирилл Карабиц провел симфонию драматургически цельно, что очень важно для такой большой симфонической формы. Музыка Малера захватывает всегда своей грандиозностью и красотой.
Любопытно было наблюдать, как внимательно и сосредоточенно слушал симфонию президент фестиваля "Лето. Музыка. Музей" Максим Исаакович Дунаевский.