Фестиваль "Театр 21 века" обозначил новое арт-пространство Рязани
21 января 2019
Железные кони Ирбита
21 января 2019
Детское кино возрождают в Воронеже
18 января 2019
Оперетта "Летучая мышь" в Новосибирске
18 января 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

11 апреля 2017 10:43

Персимфанс XXI века

В Большом зале консерватории состоялся концерт “Красное колесо”, посвящённый музыкальной культуре революционных десятилетий.

Фото: Владимир Зисман
Фото: Владимир Зисман

Он объединил в себе множество смыслов, в фокусе которых оказалось музыкальное авангардное искусство первых десятилетий и его трагический финал в начале тридцатых годов.

Концепция концерта-перформанса, созданная Петром Айду и Григорием Кротенко, представляла собой своего рода реконструкцию эпохи, причём она включила в себя и композиторскую и исполнительскую символику времени.
 
Произведения Ю. Мейтуса, С. Прокофьева, С. Ляпунова и Д. Хармса были исполнены оркестром, воссоздавшим и продолжившим традиции Первого симфонического ансамбля Моссовета, который существовал с 1922 года по 1932, Персимфанса, основанного на революционной идее равенства, своеобразно воплощённой в оркестре без дирижёра.

Петр Айду. Фото: Владимир Зисман
 
Персимфанс 20-х, как и нынешний, собрал лучших оркестровых музыкантов. Бóльшая часть музыкантов, работавших в Персимфансе 1922-1932 годов, оставила свой след в истории как выдающиеся исполнители и педагоги – достаточно назвать такие имена как А. Ямпольский и О. Эрдели.
 
Оркестр на сцене располагался иначе, чем это свойственно симфоническим оркестрам, поскольку внимание музыкантов сосредоточено не на дирижёре, а постоянно переключается в зависимости от того, какой солист или группа инструментов являются в данный момент определяющими или самыми существенными. При рассадке оркестра на сцене были использованы результаты и опыт экспериментов Персимфанса – группы инструментов располагались таким образом, чтобы музыканты во время исполнения могли видеть друг друга и активно взаимодействовать. Идея “распределённой ответственности”, примерно такая же, как в камерном музицировании, дала свой результат – оркестр звучал чрезвычайно эмоционально.
 
Фото: Владимир Зисман

Симфоническая сюита Ю. Мейтуса “На Днепрострое” (1932) заняла, наконец, своё историческое место рядом с “главным” произведением советского музыкального конструктивизма “Заводом” А. Мосолова.
 
Скрипичный концерт №1 С. Прокофьева прозвучал в исполнении Аси Соршневой, художественного руководителя фестиваля LegeArtis, в рамках которого и состоялся этот концерт.

Ася Соршнева на репетиции. Фото: Владимир Зисман

Симфоническая поэма С. Ляпунова “Гашиш”, программное произведение, написанное в 1913 году по одноимённой поэме А. Голенищева-Кутузова, относится к музыкальной традиции XIX века. Это романтическое произведение, по стилю напоминающее ориентальные страницы музыки М. Балакирева или Н. Римского-Корсакова.
 
В финале концерта прозвучало сочинение Даниила Хармса (1934) под названием “План кантаты “Спасение”, исполненное артистами оркестра уже в качестве хора a capella. Технически оно представлено в виде таблиц с текстом, в которых прописаны партии четырёх голосов, представляющие довольно сложную полифоническую конструкцию.
 
Восторженная реакция публики лишь подтвердила тот факт, что что на сцене БЗК произошло настоящее культурное событие и открытие.
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Творческие планы МХАТа им. А. М. Горького: традиции и развитие
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
Симфонические драмы: концерты оркестра из Татарстана в Москве
"Война Анны" на "Белых слонах" отправится к "Золотому орлу"
Любите друг друга как в "Квадратуре круга": о новом спектакле Московского ТЮЗа
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть