Фото: http://sdart.ru/project/rybak-i-ego-dusha/
Концепция основателя такова: лаборатория – школа – театр. Именно по этой причине “Школа драматического искусства” – место необычное и интересное. Даже васильевский архитектурный проект здания отражает оригинальность творческой и организационной идеи, своеобразие эстетических принципов театра.
Игорь Яцко, худрук режиссерско-актерской лаборатории, вместе с музыкальным руководителем и пианистом Андреем Емельяновым, Антонио Грамши, играющим на почти трех десятках инструментов, угостили зрителя пряными яствами своей "кухни", пригласив на роскошный пир – сказку "Рыбак и его душа". Публика смаковала блюда утонченной красоты Уайльда-эстета и Яцко-режиссера и постановщика.
Оскар Уайльд сочинял сказки для своих сыновей. Но гениальность автора превратила их в притчи "Тысячи и одной ночи" или сказания дервишей-мудрецов с глубочайшим подтекстом. Философия Востока и образованность Запада сплавлены с безупречным вкусом эстетствующего денди, каким и был сам "блестящий" Оскар.
Режиссеру удалось соответствовать автору и создать умопомрачительный "наряд" постановки игрой воображения, можно сказать на пустом месте. Подумаешь японская ширма, на которую проецируются гравюры. Симпатичные платья и какая-то мелкая бутафория, типа маленьких брошей на лацканах. А перед глазами разворачивается все великолепие и богатство Востока, его базары, диковины, экзотические животные. Зритель одурманен опиумом, благовониями и чудесами. И звуками!
Каждое слово, движение, пауза актеров сопровождается ударными, перкусионными, духовыми и струнными инструментами, каковых около тридцати. И сам себе оркестр – это единственный человек. Названия этих инструментов – уже экзотика. Тар, даф, кахон, дарбука, джембе, варган, диджириду, баву, сальтерио. Экспозиция музея Глинки, да и только.
А фортепиано? Да это самый неузнаваемый инструмент в спектакле. Пианист использует совсем непривычные приемы игры, например, ударяя настоящим молотком по открытым струнам инструмента. Педаль улавливает чужие обертоны музыкальной экзотики. И фортепиано превращается... в ударно-перкусионный и струнно-духовой инструмент.
Вообразите, какое количество несочетаемых сочетаний можно придумать. А какая изобразительно-эмоциональная подоплека этого разнообразия, чувствуете? Звуки вселенной, голоса богов и скорбь души Рыбака, звон монет, сияние нефритовых Будд и крики слона, стоны сердца, прозрение разума и понимание истин. А запахи можно передать звуками? Смело утверждаю – да! Весь творческий коллектив создателей и исполнителей справился с этой нереальной на первый взгляд задачей.
Спектакль Яцко – настоящее прославление Искусства — величайшей святыни, верховного божества, фанатичным жрецом которого был Уайльд. В постановке спрятано много символов и философско-эстетических кодов. В общем, чем больше знает зритель, тем увлекательнее смотреть, тем больше разгадывает он гениальных парадоксов Уайльда, посланий режиссера, звуковых и зрительных ассоциаций и намеков.
А вместо антракта прозвучала интермедия "Легенда о Марко" на стихи М. Горького на мелодию А. Вертинского в исполнении Рамиля Сабитова и Елены Лобановой. И фортепиано звучало уже привычно, аккомпанируя голосу.
Сюжет романса предрекает развязку сказки.
Чары Вертинского – и вот уже Уайльд превращается в русского поэта-символиста, представителя Серебряного века, участника декадентских вечеров в аристократических салонах. Почему-то представилась восточная диванная дворца Юсуповых в Петербурге...
"...Душа наша хранит в памяти необычайные грехи. Она мудрее нас, и горька премудрость ее. Но все-таки, она помогает нам шагнуть за пределы века, в котором мы родились, уйти в другие века и не чувствовать себя в них изгнанниками."
О. Уайльд.