"Другие берега" в Новосибирске
11 сентября 2024
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.
11 сентября 2024
"Белая лошадь" обошла всех
10 сентября 2024
Фестиваль, объединяющий музыкальные театры
10 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Стефани д`Устрак: королева несчастной любви

В Москве, на сцене Концертного зала имени Чайковского, прошел новый концерт фестиваля "Опера Априори"

Фото: Ира Полярная
Фото: Ира Полярная

С сольной программой выступила Стефани д`Устрак(меццо-сопрано). Вечер назывался "Французское барокко".

Музыка барочной Франции у нас звучит как-то бессистемно. То ее мало, то вдруг вспыхивает интерес. В любом случае знакомство широкой российской публики с этой музыкой не так чтобы большое. Но сейчас гастроли Стефани д`Устрак почти совпали по срокам с премьерой оперы Люлли "Фаэтон" в Перми. Правда, певица привезла не только арии из опер Люлли. Ее вечер включал фрагменты из Рамо, Шарпантье и Кампра. Это если говорить о пении. Была и инструментальная музыка того же времени и тех же авторов. В концерте участвовал оркестр "Musica viva" во главе с Александром Рудиным, и доля этого коллектива была не меньшей, чем у гастролерши.

Д`Устрак считается специалистом по барочному пению, ее учил и вывел в люди Уильям Кристи, а это большой авторитет в исторически информированном исполнительстве. Но французская певица не ограничивается доромантической стариной. Она уже приезжала в Россию в 2014 году, и пела с тем же оркестром, только не барокко, а Берлиоза. Уже тогда поразив отменной дикцией, великолепной "выучкой" голоса и драматизмом французского типа – с высокой долей рациональности. За сдержанной улыбкой прятались недюжинные страсти, но их еще нужно было разглядеть. Поэтому, когда певица, участвуя в "Кармен" Дмитрия Чернякова, преобразилась в отвязную актрису, играющую в цыганку, мы ее не узнали. Верней, открыли заново. И оценили возможности ее сценического раскрепощения.

Фото: Ира Полярная

Теперь, во время барочного концерта, мы увидели и сдержанность, и раскрепощение. Ведь сам французский репертуар провоцирует на двойственность. С одной стороны – эмоции. С другой – как бы вокальные "рассуждения" об эмоциях, но внутри них самих. Некоторая отрешенность Д`Устрак пленила публику загадкой. Арии из опер, посвященные главным образом несчастной любви, укладывались в знаменитые барочные "аффекты", но, разумеется, без более привычной российской публике итальянской открытости. Д`Устрак пела в статуарной, риторической манере, не размахивая руками и не играя в неистовость, хотя "матовый" ровный голос изображал многое – в диапазоне от изящной любви до грациозной ненависти. А под изяществом и грацией ощущалась чья-то трагическая судьба. Будь то печальная ария из оперы Рамо "Ипполит и Арисия" (с солирующим фаготом) и фрагмент "Кастора и Поллукса", где "плачущие" интонации перебегали от инструментов к голосу и обратно. Или раздираемая изнутри на части Медея из одноименной оперы Шарпантье, где сильная личность исполнительницы стопроцентно коррелировала со сценической героиней. Еще – арии из "Танкреда" Кампра (с воинственными фанфарами трубы Леонида Гурьева) и "Паладина" Рамо (с солирующей "птичьей" флейтой Ивана Бушуева). А после "Армиды" того же Рамо (с негодованием и гневом героини) пришел черед печальному и трогательному бису – всем известной арии Орфея из оперы Глюка, где аплодисменты зала возросли вдвое. И не напрасно: Д`Устрак вполне органично выражает естественность человеческих чувств через условность барочной эстетики.

Оркестр Рудина выглядел и звучал парадоксально. Конечно, все играли в барочном низком строе. Никто не злоупотреблял вибрато. И клавесин (Федор Строганов) с лютней-теорбой (Ася Гречищева) были на своих местах. Но современные скрипки, с их более "жирным" звуком, соседствовали с аутентичными "суховатыми" духовыми. Ну да, оркестр, который играл (большим составом) как внимательный соучастник пения и (малыми ансамблями) как вдумчивый "коллективный солист", по чистоте звука и внимательности к барочным деталям был на высоте. Хотя общий итог, повторим, парадоксален.

Фото: Ира Полярная

Что было в оркестре главным? Прежде всего – репертуар, который у нас нигде "живьем" не услышишь. Сюита из оперы Рамо "Кастор и Поллукс": Торжественно-прихотливая "Увертюра", грациозный "Вход Феба" и разудалый "Тамбурин" с дудочками. Камерные Пассакалия и Чакона Шарпантье – подарок знатокам, изучающим конкретные авторские проявления в общем русле всего Старинного. Дирижер (в моменты, когда он не дирижировал, а сам играл) выходил на сцену то с виолой да гамба, то с пятиструнной виолончелью. И это было прекрасно, поскольку мастер. В знаменитой музыке Люлли из мольеровской комедии-балета "Мещанин во дворянстве" "варварское" звучание финала обеспечивал, в частности, тот же Рудин, но в экзотическом для себя амплуа: обходя с большим тамбурином оркестр по периметру. И цитата из текста комедии "Все бедствия людские, все гибельные перевороты в судьбах рода человеческого, все ошибки дипломатов, все промахи великих полководцев — все это происходит именно от неумения танцевать" – как нельзя лучше описывала происходившее.

Автору этих строк больше всего понравилась камерная Концертная пьеса Рамо для клавесина. С ее сладко-меланхолическими "переговорами" между инструментами. С изощренностью рококо и классицистской ясностью формы одновременно. В общем, музыканты убедили. А в компании с гастролирующей француженкой, чья длинная грива волос и прекрасная фигура в черно – золотом платье эстетически приковывали взор, убедили и подавно.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Позор без срока давности. Иосиф Бродский и его процесс.
"Другие берега" в Новосибирске
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть