Фото: ClassicalMusicNews.Ru
Мужской склад музыкантского интеллекта, неженская мощь воздействия сочетаются с поэтической женственностью и прелестью в интерпретациях грузинки, несущей в своем творчестве всю лучшую "русскость" российской музыкальной культуры. Каждое ее выступление – событие необыкновенной самоотдачи. А "отдавать" слушателю свой талант она способна в высшей степени одухотворенно, ярко эмоционально, глубоко проникая в суть мироздания.
Ее профессиональное мнение и безупречная компетентность в музыкальном мире ценятся высоко и безоговорочно. Она является постоянным членом многочисленных престижных международных конкурсов.
В числе поклонников пианистки на вечере присутствовала виолончелистка-партнер по легендарному дуэту с мировым признанием "Наталья Гутман – Элисо Вирсаладзе".
В этот вечер Элисо Вирсаладзе солировала с Государственным академическим камерным оркестром России под управлением его художественного руководителя Алексея Уткина.
Фото: YouTubeЧто может быть лучше Моцарта? Только Моцарт! По глубокому убеждению П. И. Чайковского: "
Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки." В первом отделении прозвучала Симфония n 25 и Концерт для фортепиано с оркестром n 9 венского классика.
Оба сочинения написаны еще молодым автором, и оба уже имеют весьма драматические, серьезные размышления гения. Что удивительно, Моцарт впервые использует минорную тональность в симфонии, и это соль минор, который повторится только однажды в знаменитой Сороковой симфонии, под конец короткой жизни Вольфганга.
Фортепианный концерт, написанный для некой мадемуазель Женом, пронизан возвышенным, рыцарским чувством двадцатилетнего композитора. И что же? Вторая часть – почти трагические предчувствия человека, который одинок в своей гениальности.
Но пока Моцарт молод. Его лучшие творения еще впереди, а мы уже слышим их будущие темы, мелодии и фрагменты. Гений в поиске. Позже его нарекут Венским классиком.
Фото: http://elinaakselrud.com/От начала до конца фортепианный концерт прозвучал как удивительное сочетание юношеской жизнерадостности, неопытности и зрелой мудрости. Юный Керубино из "Свадьбы Фигаро" и мудрец Зарастро из "Волшебной флейты". Исполнение пианистки отличалось идеальнейшим чувством меры, той самой "алгеброй с гармонией" и удивительным чувством стиля. А медленную часть пианистка не играла, нет. Она вела "на равных" беседу с гением. С пониманием и чуткостью, любовью и преклонением.
В 70-е годы Вирсаладзе первой из отечественных пианистов исполнила все фортепианные концерты Моцарта.
Второй фортепианный концерт Фредерика Шопена – играное-переигранное сочинение всеми пианистами мира. Но "заиграть" его невозможно! Благословенная Польша! Черты славянской романтической чувственности придают этой поэтичнейшей музыке очарование, обаятельное изящество, грациозную грусть.
Шуман восклицал о второй части концерта: "Что значат десять премированных сочинений по сравнению с одним таким Larghetto!". Самая известная часть, вызывающая, без преувеличения, слезы восторга и у исполнителя, и у слушателя.
Все прекраснейшие эпитеты, характеризующие шопеновскую музыку, передала своим исполнением Элисо Вирсаладзе. И опять чувство стиля, благородство, шопеновское неуловимое rubato, бережное отношение к хрупкой музыке поэта фортепиано.
Художественная манера Элисо Вирсаладзе – академизм в высшем понимании этого слова. Даже музыканты оркестра, понимая уровень мастерства солистки, пытались изо всех сил соответствовать эталону.
Маэстро Алексей Уткин и его оркестр работали выше всяких похвал. Рояль и оркестр жили одной жизнью на сцене, сливаясь почти тембрально. Сыграл свою роль и замечательный опыт участия коллектива в последних двух конкурсах Чайковского. Аккомпанемент пианисту – это особое мастерство.
И еще, после исполненного оркестром Бранденбургского концерта Баха у меня вырвалось громкое bravo.