Театральный марафон "Видеть музыку" открылся мюзиклом "Белый клык"
18 сентября 2019
Сии птенцы гнезда Башмета
18 сентября 2019
Шаг в анимацию
16 сентября 2019
Денис Кирис: "Бюджет на культуру нужно увеличивать вдвое"
16 сентября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Виварте" и "Оттон": концерты июня

Концерты июня отличались разнообразием программ и широчайшим выбором для слушателей

Фото: Евгений Евтюхов
Фото: Евгений Евтюхов

Мы выбрали – из множества событий – два популярных проекта, которые прошли с аншлагами. Это фестиваль камерной музыки "Виварте" в Третьяковской галерее и концертное исполнение оперы Генделя "Оттон" в Московской филармонии.

Фестиваль камерной музыки "Виварте" проходит в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, между "Царевной-Лебедь" и двумя демонами – сидящим и поверженным. Уже не первый год июньский фестиваль среди живописи организует виолончелист Борис Андрианов, чья энергия позволяет ему делать еще и осенний фестиваль "Вивачелло", и летнюю "Музыкальную экспедицию" в российскую глубинку. Программа "Виварте" включает камерные опусы с участием виолончели. Но не только. Главное – игра рзных музыкантов, от которых многого ожидаешь. Особенность проекта - в финальном "Музыкальном променаде", который проходит на улице, бесплатно для публики.

Открывая фестиваль, директор музея Зельфира Трегулова поведала, что музыка в доме Третьяковых звучала всегда, так что фестиваль для галереи – это естественно. "Виварте" стремится к синтезу искусств, перед каждым концертом предлагая публике рассказы о картинах музейного фонда ГТГ. В этот раз говорили о картинах Михаила Ларионова, чью масштабную выставку Третьяковка планирует показать осенью в залах на Крымском валу. На открытии фестиваля демонстрировался портрет Натальи Гончаровой кисти Ларионова. Живопись 1914 года, возникшая в борьбе с живописными идеями предшественников, хорошо сопоставляется с представленной на концерте музыкой, особенно со Вторым квартетом Прокофьева – слегка "колючим" в Адажио и еще более "острым" в двух Аллегро, полном то потаенной, то открытой тоски. Дуэт для скрипки и виолончели, который написал Золтан Кодай, как и Второй струнный квартет Шостаковича, тоже относятся к музыке двадцатого века, а значит, разделяют все его противоречия.

Илья Грингольц, Константин Лившиц и Борис Андрианов на репетиции. Фото: Евгений Евтюхов

Квартет Прокофьева, написанный в военное время, в эвакуации в Нальчике, во многом навеян кабардинской музыкой. "Копельман-квартет" сыграл эту вещь с каким-то особым мудрым пониманием, трудно поддающимся анализу. Как разговор четверых собеседников, которые и дискутируют, и соглашаются, пребывая в сильных, неоднозначных чувствах. Дуэт (Михаил Копельман и Борис Андрианов) вызвал интерес не только очевидным смысловым пересечением с Прокофьевым: оба произведения написаны во время войн и оба опираются на переработанный фольклор, у венгра Кодаи – венгерский. Эмоциональный Андрианов и более сдержанный Копельман хорошо дополняли друг друга. Исполненный во втором отделении Шостакович (тоже сочинение военного времени), как завершение концертной трилогии, привлек внимание очевидным "аффектом": шоком от ужасов новейшей истории. Хотя исповедь солирующей виолончели в первой части, тягучий плач второй и трагическое гаерство третьей как будто разрешаются чем-то оптимистическим в финале, названном композитором "Тема с вариациями"". Что хорошо на фестивале – это со вкусом подобранные программы. Когда в другом концерте Алена Баева и Илья Грингольц с тонким чувством художественного диалога исполнили Сонату Прокофьева для двух скрипок, а потом прозвучало шумановское Трио, то финальный Квинтет Танеева (он прошел при звуковом доминировании рояля Константина Лифшица) показался естественным завершением темы: встреча романтического, неоромантического и постромантического смятения.

Алёна Баева и Илья Грингольц. Фото: Евгений Евтюхов 

Концертное исполнение оперы Генделя "Оттон" в Московской филармонии (Зал имени Чайковского абонемент "Оперные шедевры") - этап в освоении богатого наследства композитора, чье имя нашей публике до сих пор известно более, чем его обширное творчество. Как заметил организатор проекта Михаил Фихтенгольц, важно, что у нас есть генделевский бум, что публика ломится, и "на фоне невероятного интереса к операм Генделя в Москве, после "Роделинды", "Ксеркса", "Орландо", "Ариоданта" и "Альцины"… приходит черед "Оттона". Эта опера, возможно, не принадлежит к числу самых известных творений композитора, но по качеству музыки – это нечто захватывающее. Поэтому примечателен сам факт первого исполнения в России.

Можно найти много восхвалений генделевскому гению, вроде слов Бернарда Шоу: "Вы можете презирать кого и что угодно, но вы бессильны противоречить Генделю", или восторгов Бетховена ("Гендель – самый великий композитор, живший когда-либо"). Но никакие слова не передадут масштаб художественного волнения. Нужно слышать эти грандиозные – и одновременно камерные, потому что оркестр небольшой – кульминации, ощущать неспешно развертывающийся строгий пафос, клокочущие фобии героев или их лирические переживания, разрешающиеся руладами. Можно бесконечно слушать предписанные временем вокальные импровизации в финалах арий, расцвеченных эффектными паузами-ферматами. Но все это не просто так, не только для формальных прелестей вокала. "Не случайно сказал сам Гендель однажды: "Я хотел сделать своих слушателей лучшими людьми".

Анна Бонитатибус, Джоанн Ланн, Юрий Миненко. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

История женитьбы великодушного правителя, германского императора Оттона, в которой силен морализаторский оттенок (так же, как и в опере Моцарта "Милосердие Тита") основана на средневековых мотивах. Тут и борьба за власть, и мщение, и воссоединение потерявшихся родственников. Но главное, как всегда, любовные переживания, связавшие героев сложной вязью и позволяющие, в рамках типологии характеров и аффектов, выразить подлинные чувства.
Спеть "Оттона" приехала международная команда певцов, один лучше другого.

Стремительное вступление оркестра – и сразу диалог заговорщиков, гордой матери и честолюбивого сына, мечтающих свергнуть императора: это Джисмонда (Анна Бонитатибус) и Адальберто (Юрий Миненко). Горячее пение темпераментной меццо-сопрано (у певицы скандальный характер персонажа отчетливо сформирован через голос – высший пилотаж профессии) оттенялось фальцетом контратенора, когда медовые рулады, казалось, сами по себе говорили о витиеватом лицемерии персонажа. "Брючная" партия Оттона стала для Марианны Беаты Килланд просто звездной: органичность королевского характера, как он понимается в "Оттоне", идеально совпала с задорно разыгранным мальчишеством в эпизодах с врагами, пронзающим душу мужским плачем в начале третьего действия и ласковой влюбленностью в лирических ариях. Открытые вокальные эмоции пирата Эмирено у бас-баритона Александра Миминошвили, может быть, показались кому-то слишком дерзкими для Генделя, но это если быть оперным пуристом. Ромина Бассо, чья интриганка Матильда – одновременно и влюбленная, но обманутая женщина, и эксцентричная кузина короля, выглядела как современная бизнес-леди, а пела как специалистка по оперной старине.


Марианна Беата Килланд и Кристофер Мулдс. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Дирижер Кристофер Мулдс за пультом, стилистически тонко управлявший Камерным оркестром России, мало того, что собрал звучание в утонченный конгломерат тембров, но и привнес в российский коллектив "краски" исторически информированного исполнительства. Игра в старинный стиль оказалась одним из лучших филармонических концертов сезона. Восемнадцатый век предстал так, как нужно – это предмет любовного и тщательного изучения, но живого и творческого, без архивной пыли. Замечательно, что исполнение сопровождалось русскими титрами. И главное, запись вечера есть на сайте Филармонии.

 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Открытие второго сезона "Moscow Shorts"
Театральный марафон "Видеть музыку" открылся мюзиклом "Белый клык"
Сии птенцы гнезда Башмета

В Москве

Шаг в анимацию
В поисках "Фантастики". На экраны выходит анимационная комедия для всей семьи "Братья Медведи. Тайна трех миров"
Встреча через столетие. Капелла имени Юрлова и Оркестр имени Осипова в гала-концерте к юбилею первого совместного выступления
Новости музыки
21 сентября в Центре Вознесенского состоится московская премьера сольной программы режиссера и музыканта Владислава Наставшева
Вчера 12:01
Молодёжный фестиваль вокального искусства "Русский бас" отправится в Нижний Новгород
16 сентября 18:53
В Новосибирске уволят директора музыкальной школы, сделавшего огромный вклад в её развитие
12 сентября 18:48
Основная программа Четвертого всероссийского фестиваля музыкальных театров "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ"
12 сентября 18:29
Умер "Иисус Христос — суперзвезда"
12 сентября 12:22
Международный фестиваль молодых исполнителей классической музыки "БалтМузФест" пройдет в Калининграде
2 сентября 10:00
Новосибирская филармония открывает концертный сезон посвящением Маэстро Арнольду Кацу
27 августа 13:55
Не стало композитора Романа Леденева
16 августа 14:01
Рязанский музыкальный театр проведёт концерт "В гостях у оркестра"
15 августа 12:44
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть