10 фактов о медицинских клоунах: всё, что хотели знать, но боялись спросить!
    16 сентября 2025
    Лучшему городу в мире - 878!
    14 сентября 2025
    Тема 80-летия Победы — одна из центральных на Форуме объединённых культур в Петербурге
    9 сентября 2025
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    9 сентября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    10 февраля 2019 19:45

    "Зимние грёзы" — музыкальный праздник, ставший традицией

    На сцене БЗК вновь проходят концерты, окрашенные не только совместным музицированием, но и дружбой.

    Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"
    Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

    В третий раз на сцене Большого зала консерватории проходит музыкальный фестиваль "Зимние грёзы", придуманный виолончелистом, дирижёром и арт-директором фестиваля Сергеем Антоновым.

    Каждый такой праздник имеет своё лицо и свои особенности. Первый фестиваль прошёл под идеей "музыкальных дуэлей", когда яркие и уже известные исполнители, меняясь во время концерта ролями и функциями, то выступали в роли солистов-инструменталистов, то аккомпанировали своим друзьям, дирижируя Концертным симфоническим оркестром консерватории (художественный руководитель А.А.Левин). Это производило чрезвычайно любопытное и очень позитивное ощущение, потому что в подтексте этого была атмосфера, если так можно выразиться, "ансамблевого симбиоза" — ведь когда виолончелисту-исполнителю (Антон Павловский) аккомпанирует виолончелист-дирижёр (Сергей Антонов) невооружённым взглядом видно, насколько обоюдно их переживание одного и того же музыкального контекста.

    Второй фестиваль обозначил себя тем, что собрал на одной сцене музыкантов одного поколения — Сергея Антонова, Екатерину Мечетину, Алёну Баеву, Никиту Борисоглебского, Валентина Урюпина, Владислава Лаврика, Антона Павловского и других.

    Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

    Нынешний фестиваль, продолжая традиции предыдущих, выстроен примерно таким же образом. Это три вечера-концерта на сцене БЗК — "Творческие дуэли", Камерный вечер и Заключительный концерт.

    Несколько забегая вперёд, я хотел бы чуть-чуть о них рассказать, потому что у вас ещё есть шанс на них прийти.

    Итак, 13 февраля программа, посвящённая Моцарту — маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери" в исполнении артистов Натальи Ревы-Рядинской и Григория Данцигера, Квартет №20 ре-мажор К499 и Квинтет соль минор К516 для двух скрипок, двух альтов и виолончели в исполнении Гайка Казаряна, Ксении Гамарис, Михаила Ковалькова, Павла Романенко и Сергея Антонова.

    Заключительный концерт 16 февраля привлечёт внимание российской премьерой Концерта для флейты с оркестром "Симфоническая сказка" Питера Бенуа (1834 —1901) в исполнении Екатерины Корнишиной, увертюрой к опере "Семирамида" Дж. Россини и двумя инструментальными Концертами — Роберта Шумана для виолончели в исполнении Сергея Антонова и Эдварда Грига для фортепиано. Солист — заслуженный артист России Павел Нерсесьян.

    Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

    Программа первого концерта "Зимних грёз-2019" была очень "равновесно" разделена на два отделения. Две условные концертные увертюры — "Половецкие пляски" А.П.Бородина в этом контексте совершенно органично читаются именно как увертюра, уж не менее, чем исполненные во втором отделении "Гебриды" Ф.Мендельсона, два салонно-эстрадных блока — виртуозная пьеса Л.Басси для кларнета с оркестром и два Славянских танца А.Дворжака, а также вполне традиционный и естественный для фестиваля жанр инструментального концерта в виде скрипичного концерта А. Глазунова (Гайк Казазян, дир. Сергей Антонов) и виолончельного концерта К.Сен-Санса, в котором солировал Сергей Антонов, а за дирижёрским пультом находилась Алевтина Иоффе.

    Концерт открыл Валентин Урюпин более чем популярными "Половецкими плясками". Дирижёр, уже хорошо известный по интереснейшим программам и удивительно органичному сочетанию рацио и эмоцио в исполнении как чисто оркестровых программ, так и в аккомпанементах, уже самим выбором этого произведения вызвал любопытство — что можно сделать с этим изрядно замусоленным произведением?

    Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

    Выяснилось, что ничего. По крайней мере, "квадратно-гнездовую" структуру, заложенную в самих "Плясках" и усиленную особенностями оркестровки, преодолеть не удалось. Впрочем, публика была в восторге, поэтому, возможно, я в чём-то неправ.

    И совершенно иначе, как раз в той самой "урюпинской" манере, или, можно сказать, стиле, прозвучали Славянские танцы Антонина Дворжака (№2 op. 72 и №1 op. 46). В.Урюпин передал обаяние музыки Дворжака, с видимым наслаждением показал смысловую полиритмичность и подголоски, столь прекрасные у Дворжака, своеобразную авторскую "фишку". Полька №1 op.46 была исполнена как бы в нарочито неакадемической "лубочной" версии, не отягощённой холодным академизмом.

    И, конечно же, дирижёр, выступающий как солист-инструменталист, всегда вызывает особый интерес публики, даже несмотря на то, что дирижёр, продолжающий исполнительскую деятельность в качестве инструменталиста перестал быть редкостью. Но здесь-то речь идёт о кларнетисте, а солист-духовик в наших краях до сих пор воспринимается как экзотика.

    Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

    В.Урюпин исполнил концертную фантазию Луиджи Басси для кларнета с оркестром на темы оперы Верди "Риголетто", изумительную пьесу, написанную в лучших традициях виртуозно-салонного сочинительства середины XIX века. Профессиональная форма маэстро как духовика-исполнителя вызывает особое уважение, когда представляешь себе его напряжённый дирижёрский график.

    И такое же уважение вызывал аккомпанирующий в этой Фантазии в качестве дирижёра С.Антонов, который в огромных квазикаденционных пассажах ставил оркестровые акценты не менее виртуозно и точно, чем исполнял эти пассажи сам солист.

    В нынешнем фестиваля приняла участие Алевтина Иоффе, знакомая слушателям не только по интереснейшим и сложнейшим для дирижёра и оркестра постановкам театра им. Сац, но и по многим другим работам.

    Во втором отделении этого концерта она фактически провела тот "музыкальный блок", который в традиционном концерте являлся бы полноценным первым отделением — исполнила Увертюру Ф.Мендельсона "Гебриды, или Фингалову пещеру" и аккомпанировала Сергею Антонову в Концерте К. Сен-Санса для виолончели с оркестром.

    Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

    В увертюре, написанной Мендельсоном "по законам добра и красоты" таким образом, что даже Вагнеру было нечего возразить, тем более, что она написана совершенно в стиле тогдашнего Вагнера, возможностей для проявления личностной дирижёрской интерпретации было не так уж и много. А вот виолончельный концерт был исполнен С.Антоновым и А.Иоффе, пожалуй более как совместное ансамблевое музицирование, нежели как соревнование солиста и оркестра.

    Впрочем, это было свойственно также и совместному исполнению скрипичного концерта А.Глазунова Гайком Казазяном и Сергеем Антоновым в качестве дирижёра. Концерт Глазунова у Г.Казазяна прозвучал ближе к "общеевропейской" романтической манере, чем это обычно свойственно исполнениям этого достаточно популярного произведения. Кроме того, обратила на себя внимание практически трёхмерная рельефность полифонических построений в каденциях.

    Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

    Нынешний фестиваль "Зимние грёзы" сохранил главные черты этого проекта — совместное музицирование не просто коллег, но друзей.
    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    «Кровавая Свадьба» Ф.Г. Лорки. Чеченский государственный академический театр имени Ханпаши Нурадилова. Режиссер Роман Мархолиа.
    Лучшему городу в мире - 878!
    Тема 80-летия Победы — одна из центральных на Форуме объединённых культур в Петербурге

    В Москве

    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    В Москве с 17 по 20 июля пройдет фестиваль циркового искусства «Идол‑2025»
    Фестиваль культуры Латинской Америки и Карибского бассейна откроется в Москве
    Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть