Фото: Дагестанский театр оперы и балета
Поставлен триптих легендарным хореографом, заслуженным артистом России Мусой Оздоевым. В основе триптиха — музыка русских композиторов Милия Балакирева и Петра Чайковского. Либретто написано Мусой Оздоевым по произведениям Шекспира и Лермонтова. Сценография и костюмы — заслуженные художники Дагестана Ибрагимхалил Супьянов и Хадижат Алишева.
"Поэт и муза" — это повесть о свободе творчества и расплате за нее, "Гамлет" — о мести, "Тамара" — о коварной страсти и любви. Почему все три балета объединены в триптих — они пронизаны одной темой: поиск истины через страдания, очищение и трагедию. Постановка Мусы Оздоева — это высокий исполнительский уровень и интересная хореография.
К слову, балет "Тамара", премьера которого состоялась в мае этого года в Русском театре в Махачкале, был посвящен 60-летию руководителя балетной труппы и обожаемого в Дагестане и за его пределами артиста Мусы Оздоева. Темой балета послужила баллада Лермонтова о безжалостной грузинской царице Тамаре, которая без всякого сожаления уничтожала своих возлюбленных юношей.
Действие происходит на берегу Терека, где в башне живет красавица царица. Мужчины теряют голову от ее красоты. И вот перед ней очередной юноша — Путник, который счастлив от того, что его чувства нашли отклик в душе прекрасной царицы. Но слуги убивают юношу после того, как насладилась им царица. Тело сбрасывают в Терек, где уже покоится много таких, как он.
По мотивам этой же грузинской легенды Милий Балакирев написал симфонию. Причем, композитор сочинял музыку 15 лет и вовсе не рассчитывал на балет.
Другая часть триптиха "Поэт и муза" поражает своей хореографией. Через сложную пластику исполнитель главной роли пытается передать свои горечь и сомнения: "неужели общество так безжалостно? Неужели никого не волнует будущее планеты?". Этот хореографический вольный перевод Шекспира поставлен на музыку Чайковского. Борьбу темных и светлых мыслей шекспировского героя очень точно и тонко передают балерины в черном и белом, которые буквально мечутся по сцене в противоречивом танце. Пластическое решение и передает противоборство мыслей, а танец "стальных людей", стремящихся "добить" героя и вовсе доводит до кульминации нарастающее в зрительском зале напряжение, полностью захватывая мысли зрителей. Когда творческий порыв Поэта обретает крылья, когда на помощь ему приходит Муза, финал мини-спектакля вызывает самые яркие положительные эмоции.
Интересно балетное решение "Гамлета" — прекрасное видение и мастерство Мусы Оздоева, проявленное в хореографии, позволяют в полной мере ощутить муки, страсть, чувство несовершенства мира. Артистам предложены настолько сложные хореографические решения, что под силу не каждой балетной труппе. Гармонично дополняют спектакль красивые костюмы и интересные декорации.