Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 ноября 2017 12:12

От сердца Сибири к сердцу Кавказа. "Кавказский пленник" Красноярского театра оперы и балета

Мировой премьерой оперы "Кавказский пленник" Цезаря Кюи в постановке Красноярского государственного театра оперы и балета закрылся Второй Всероссийский фестиваль музыкальных театров "Видеть музыку".

Фото: Красноярский театр оперы и балета
Фото: Красноярский театр оперы и балета

Фестивальный пост-скриптум - красноярский "Пленник" - оказался, как нельзя, лучшим и достойным завершением нынешнего проекта "Видеть музыку". Заново открытое сибирским театром оперное наследие русской музыки, показанное с фестивальной "трибуны", мгновенно стало достоянием всероссийского театрального сообщества. Это и есть "самоудовлетворение" фестиваля. А статус мировой премьеры "Кавказского пленника" Кюи сделает честь любому творческому форуму.

Цезарь Кюи - член "Могучей кучки" - могучей пятёрки русских композиторов - являлся инженером-генералом, профессором фортификации, учителем героя Русско-Турецкой войны Скобелева и царских отпрысков. Всю жизнь он блистательно совершенствовал военно-инженерную науку. Также он поступал и со своими музыкальными "сооружениями". Неопытный 22-летний композитор, написав "Кавказского пленника", совершенствовал оперу в течение почти тридцати лет. Наконец, в 1883 году, она увидела свет на сценах обеих столиц и имела успех.


"История пленённого офицера на Кавказе занимала умы величайших литературных гениев," - сказал во вступительном слове музыкальный руководитель и автор новой версии либретто оперы, лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки Владимир Рылов (Санкт-Петербург). Основой либретто, созданного самим композитором, стали произведения А. Пушкина, М. Лермонтова и Л. Толстого. "Царский генерал Кюи, умерший в 1918 году, был не интересен новой власти. Наступило забвение длиною в 100 лет. К собственному стыду я не знал ни одной ноты "Пленника", сочинения этого хитроумнейшего музыкального инженера Цезаря Кюи," - признался музрук.
 
На сцене Театра имени Наталии Сац в рамках фестиваля "Видеть музыку" произошло возвращение "Кавказского пленника" спустя столетие. Премьера состоялась в Красноярском оперном театре в мае 2017 года. Художественный руководитель театра, заслуженный артист России Сергей Бобров – автор новой сценической редакции и хореографии. Режиссером-постановщиком выступил лауреат Государственной премии Эстонии, кавалер ордена Белой звезды Неэме Кунингас (Эстония): "Есть много возможностей решить эту оперу эпически, сделать ее как конфликт религий, менталитетов, цивилизаций. Я же воспринимаю оперу как трогательную историю Ромео и Джульетты."


Художник постановки – магистр искусств, обладатель серебряной медали международной Пражской Квадриеннале, кавалер рыцарского креста за художественные заслуги перед Польшей и рыцарского ордена Льва Финляндии Анна Контек (Финляндия) – эффектно погрузила зрителя в атмосферу Кавказа двумя огромными живописными полотнами ручной росписи – горный пейзаж-задник (19х11 м) и занавес-картина Франца Рубо "Штурм аула Ахульго" (18х11 м).

Высокие звуки первых скрипок одиноко начинают музыкальное вступление оперы. Горная пустыня - зловещая для русских, с каменными развалами на приподнятой в глубине сцене, и родной дом для горцев - не камни, а пастухи и старцы, укрытые бурками. Две восьмиметровые сторожевые башни на сцене. Неожиданно сверху, с балкона зрительного зала, затягивает молитву мулла, восхваляющий Аллаха и просящий у него защиты. Заалели прорези башен от предупредительных костров (художник по свету – Нееме Иые (Эстония). Завязывается стычка между горцами и русскими, приведшая к пленению русского офицера, исполненная балетной частью труппы.

 
С этого момента развёртывается пленительная любовная музыкальная линия оперы. Кюи, написавший огромное количество романсов, был мастером лиризма, не столько страстным, сколько сердечно-тёплым и камерно-изящным. Сольные сцены Фатимы (Ксения Хованова) и Пленника (Сергей Осовин), их дуэты полны нежного мелодизма, тонких романсовых оборотов и изящных гармонических прелестей. В отличие от многих русских композиторов, эксплуатировавших увеличенную секунду и прочий набор восточного колорита, Кюи очень осторожно пользуется приёмом стилизации, рисуя картины природы и быта Кавказа. Разве, что в народных сценах лезгинка не обходится без характерных ритмов. Совершенно очаровательна музыка вальса из сцены воспоминаний Пленника. Занавес-картина батальной сцены становится прозрачным вуалем, и за ним двое возлюбленных танцуют на балу.


Вальс не завершается, мажор обрывается печальным минором. Плен, мысли о Родине, о войне преследуют офицера. Сергей Осовин наполняет свою сольную сцену глубоким чувством, отражающимся в разнообразной выразительности его голоса. Труднее его партнёрше Ксении Ховановой, с русским темпераментом и сибирской статью, изображать дикарку, порывистую и своенравную, отказывающую своему отцу спеть для жениха. Сцена Фатимы и князя Абубекера (Александр Михалев) по благородству характеров напоминала Татьяну с Греминым.

Самым выразительным по колориту, выглядел женский хор в чёрных одеяниях, поставленный режиссером в "неродном" для красноярцев пространстве театра Сац вдоль боковых стен зрительного зала. Когда женщины по задумке постановщика отворачивались к стене, эффект паранджи и трагической безправности гарема, почему-то, сильно работал.
 
Опера "Кавказский пленник" - совместный проект Федерального Министерства культуры и Министерства культуры республики Чечня. О масштабности постановки свидетельствуют тройной состав солистов оперы, артисты хора и балета. Для них в мастерских было изготовлено 140 костюмов: бурки, черкески, папахи, расшитые серебром женские платья – все они выполнены строго в соответствии с национальными традициями. Консультант постановки - народный артист Чеченской республики художественный руководитель Чеченского государственного ансамбля танца "Вайнах" Аднан Мажидов. Роскошные белые костюмы Фатимы и князя на фоне национального антуража мужского и женского хоров под звуки барабанов лезгинки выглядели великолепно. Прямо "Вайнах" собственной персоной, забываешь, что перед тобой артисты из самого сердца Сибири, красноярцы.


При такой национальной разнохарактерности традиций персонажей оперы и их исполнителей всегда есть опасность чрезмерной вкусовщины и шаблонности. Создатели спектакля очень гибко обходили острые углы возможного несоответствия кавказской и сибирской сценической "крови". Вероятно, использовались проверенные приёмы в разведении мизансцен, не было сложных линий движения групп или отдельных действующих лиц. Визуальная симметричность всегда уравновешивала сценическую ситуацию.

Фатима и Пленник погибают под перекрёстным огнём горцев и казачьего разъезда. Умирают под звуки поэтичной музыки Цезаря Кюи.
 
2017 - столетие русской революции. Возможно, "Кавказский пленник" Красноярского театра, не слышанный несколькими поколениями - одна из попыток восстановить разрыв связи времен. "Сегодня, я думаю, все мы уйдем после спектакля, унося в душе не только чудные мелодии, замечательную историю пушкинскую, лермонтовскую, толстовскую, но еще раз проникнемся уважением и преклонением перед событиями нашей великой трагической истории, перед её безымянными персонажами, уважением перед нашей великой Россией. Да будет так!" - выразил надежду музыкальный руководитель и дирижёр Владимир Рылов.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть