Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 сентября 2019 11:08

Театральный марафон "Видеть музыку" открылся мюзиклом "Белый клык"

Театр "Зазеркалье" из Санкт-Петербурга показал зрелищную музыкальную постановку на сцене РАМТа.

Все фото в материале предоставлены пресс-службой фестиваля
Все фото в материале предоставлены пресс-службой фестиваля

Четвёртый фестиваль "Видеть музыку" стартовал очень мощно. Первым показом этого всероссийского "музыкально-театрального" марафона стал мюзикл Анастасии Беспаловой "Белый клык" по мотивам одноимённой повести Джека Лондона. Этот спектакль привёз в Москву Санкт-Петербургский государственный детский оперный театр "Зазеркалье".

Сама по себе жанровая постановка вопроса сразу задала очень высокую драматургическую планку. Ведь повесть Дж. Лондона - это своего рода эпос, в этот сюжет помещается вся жизнь главного героя, волка по имени Белый клык, в него вписывается  огромное количество сюжетных событий и поворотов, а мюзикл, как и опера, жанр драматургически достаточно неповоротливый. Ведь развитие сюжета вполне естественным образом тормозят арии, тем более, что в мюзикле присутствие ярких сольных номеров "прописано" самой спецификой жанра. Конечно же, оперы, в которые вписывалась вся жизнь героя были, достаточно вспомнить хотя бы "Холстомер" В. Кобекина, у которого, кстати, училась А. Беспалова. И, несколько забегая вперёд, хочется отметить жанровое многообразие и стилистическую точность молодого автора, а также композиторскую технику, особенно в сцене камлания, которая написана a capella с шаманскими бубнами с включением во вполне академическую музыкальную ткань элементов горлового пения.

В этот же ряд добрых слов в адрес автора можно включить и грамотное использование камерного состава оркестра, типичного для условного "малобюджетного мюзикла" - это один-два пульта струнных, духовики-солисты плюс ритм-секция. Сразу хочу поздравить с блистательной работой оркестр театра, дирижёра – заслуженного артиста России Аркадия Штейнлухта и музыкального руководителя постановки Артура Ераносова. Работа в мюзикле для оркестра – это тяжёлый, утомительный и, я бы сказал, неблагодарный труд, потому что оркестр в мюзикле ещё ближе к функции тапёра, чем в опере или балете, а между тем, эта работа ничуть не легче.

 
С позиций зрителя из зала мюзикл не то, чтобы неоднозначен, но он несколько разношёрстен в части адресности. "Белый клык", в сущности, предназначенный для детей, иногда слишком жёсток в деталях. Безусловно, это диктуется первоисточником, но Джек Лондон писал о жёстком мире и писал не для детей. "Зритель-собачник", конечно же, будет сидеть весь в слезах и соплях, простите за точность формулировки, потому что всё, что касается собачьих повадок, их взаимоотношений с  людьми и в стае, сделано с глубоким пониманием предмета. Причём, настолько точно, что начинаешь воспринимаешь движения актёров именно как движения собак и в какой-то момент возникает чувство протеста, сценической неправды, когда пёс начинает чесаться не задней лапой.  А непродолжительная сцена, когда Белый Клык стал вожаком в упряжке, по своей мимике и пластике движений сделана просто блистательно (балетмейстер-постановщик Ольга Красных).
 
Драматург Лев Яковлев сделал мюзикл, я бы сказал, по заветам Дж. Пуччини – всё неспешное развитие событий в первом действии есть подготовка к полному драматизма и сопереживания второму акту. Конечно же, никто не виноват, и, как пишут обычно, всякие совпадения случайны, но сцена, в которой Уидон Скотт, роль которого блистательно исполнил Сергей Ермолаев в стилистике безупречного положительного героя, пытается уплыть на Юг, оставив Белого Клыка в Клондайке, напоминает печальный финал "Мадам Баттерфляй".
 
Сценически спектакль решён экономно (режиссёр-постановщик Ольга Фурман, художник-постановщик народный художник Республики Тыва Начын Шалык), но эта экономность предоставляет большие пространственные возможности для действия на нескольких уровнях и планах. Динамика действия, множество характеров –  этнических,  отображающих эпоху Дикого Запада, мира животных – всё это притягивает внимание зрителя так же, как и разнообразие костюмов (очень странно, но ни в программке, ни на сайте театра мне не удалось найти художника по костюмам).

 
Конечно же, в этом многообразии сценических персонажей были великолепны все артисты театра, что-то зависело от проработанности самого драматургического образа в пьесе, а что-то зависело и от исполнения. Естественно, отрицательный герой – это всегда подарок для исполнителя, своего рода преференция и роль Красавчика Смита, бескомпромиссного негодяя была мастерски исполнена заслуженным артистом России Андреем Матвеевым. Это была и "мюзикловая" вокальная подача, и театральная декламация и пластика, которая чисто рефлекторно притягивала внимание зрителя даже независимо от смысловой нагрузки в каждом конкретном случае.
 
Ольга Красных, помимо постановочной деятельности, выступила также в роли трогательного  и обаятельного волчонка, который потом превратился в Белого Клыка (Кирилл Павлов), Мария Мукупа в спектакле сыграла и спела прекрасную волчицу Кичи, мать Белого Клыка, показав контраст характеров свободной сильной волчицы и собаки, подвластной человеку.
 
Овчарку, скрасившую жизнь Белого Клыка (ну конечно же, если есть хэппи энд, то он должен быть у главного героя абсолютно полноценным) Елена Сушко изобразила так, что устоять перед ней не смог бы никто – это было средоточие женственности, кокетства, игры… Был использован весь арсенал женских чар и старый боец растаял.

Честно сказать, я ожидал под занавес увидеть на сцене "шесть упитанных щенков", как это было у Джека Лондона. Но и без этого было понятно, что наступил счастливый финал напряжённейшей драматичнейшей истории и зритель может, наконец, расслабиться и наградить всех, кто сделал этот спектакль, благодарными аплодисментами.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть