Московский зодчий: к 280-летию Матвея Казакова
16 декабря 2018
Как вернуть детско-юношеское кино в России
14 декабря 2018
Проблемы детского театра обсудили в Кемерово
14 декабря 2018
Выставка декора стола разных эпох в музее Тропинина
14 декабря 2018

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 ноября 2018 13:11

Видеть музыку: Легенды

В Новой опере на заключительном гала-концерте Третьего фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку" прошло традиционное вручение премии "Легенда"

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Знакомые арии Верди, Пуччини, Легара сменяли куплеты Мефистофеля Гуно, Русалка Дворжака – царицу Ночи Моцарта, Кальман Каталани. Вся дивная, чудная, волшебная музыка, мелодии, главные партии заиграли для очень многих из нас новыми красками. И в этом нам помогали певцы, артисты балета, режиссёры, критики. Они стали путеводными звёздами в мир искусства. Они – слава русского советского искусства, балета, оперы, музыкального театра, виртуозного исполнительства и эмоционального накала. Они были и есть в себе, в своих учениках, зрителях, поклонниках, тех, для кого искусство – радость, вдохновение, азарт, исцеление.

Застенчивая Микаэла
И бесшабашный Дон-Хозэ...
О ты, певучая новелла!
О, Меримэ! О, Жорж Бизэ!
 
И он, бравурный Эскамильо,
Восторженный торреадор;
И ты, гитанная Севилья,
И контрабанда в сердце гор...
(И. Северянин)

Фото: Елена Лапина
 
Маквала Касрашвили. И этим всё уже сказано. Её знают, любят, слушают по всему миру. Она преподаёт, обучая своих учеников мастерству. Дивная певица, колоратуре которой подвластны партии Татьяны и Лизы, Иоланты и Наташи Ростовой, Дездемоны и Офелии, Тоски и Адрианы. Её голосу многажды аплодировали Париж, Милан, Нью-Йорк, Эдинбург, Торонто, Лондон. Моцарт, Вагнер, Верди, Чайковский, Мусоргский, Чилеа, Штраус, романсы Сергея Рахманинова и де Фальи, русская и западноевропейская духовная музыка – и это тоже о ней.

Но желтый занавес колышет
Батман, носок и пируэт.
Красавица уж снова дышит,
Ведь этот мир – балет, балет!
Амур, кого стрелой ужалишь,
Ты сам заметишь то едва,
Здесь Коломбина, ах, одна лишь,
А Арлекинов целых два.
Танцуйте, милые, играйте
Шутливый и любовный сон
И занавес не опускайте,
Пока не гаснет лампион.
(М. Кузмин)


Фото: Елена Лапина

Галина Шляпина – солистка Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского (1970-1981). Царица балета. Клариче, Эвридика, Золушка, Китри, Аврора, Эгина и Фригия, фея Розабельверде (первая исполнительница партии в балете "Волшебный камзол"). Она же стала первой русской исполнительницей хореографической миниатюры "Веберн, опус № 5" у Мориса Бежара. И сейчас её уроки балетного танца передаются от одной ученицы к другой.

Фото: Елена Лапина
 
Оперу, балет, танец, пение соединяет и скрепляет музыка, артист идёт вслед за мелодией, а зал замирает или плачет от восторга:
 
Я слушал музыку, следя за дирижером.
Вокруг него сидели музыканты — у каждого
                        особый инструмент
(Сто тысяч звуков, миллион оттенков!).
А он один, над ними возвышаясь,
Движеньем палочки, движением руки,
Движеньем головы, бровей, и губ, и тела,
И взглядом, то молящим, то жестоким,
Те звуки из безмолвья вызывал,
А вызвав, снова прогонял в безмолвье.
(В. Солоухин)
 
Александр Анисимов – главный дирижёр Национального симфонического оркестра Республики Беларусь. Главный дирижёр Самарского академического театра оперы и балета в 2011—2017 годах, лауреат национальной театральной премии "Золотая Маска", кавалер Ордена Франциска Скорины.Под его волшебную дирижёрскую палочку играют оркестры и музыканты России, Европы, Латинской Америки, США. 
 
Что делать с русскою душой?
Зачем ей, песенной, былинной,
роман парижского хлыща
с какой-нибудь Карамболиной,
сверкающей из-под плаща?
А вот пришла же. Есть, наверно,
какой-то хмель и для Руси
в любви, изложенной манерно,
но всем понятной, как "мерси".
Иль это дружба молодая,
уют парижских кабачков,
на наши головы слетая,
их закружил – и был таков!
Среди земли простой и грозной
опять, земляк, нам жизнь дана
пленительной и несерьезной,
какой не может быть она..
(Ю. Ряшинцев).
 
Герард Васильев. Конечно, это он! Солист Московского театра оперетты. Янго, Эдвин, Дюруа, Тассило, Кречинский, Сирано де Бержерак. Его мастерство, царственная осанка, артистизм, аристократизм при исполнении каждой партии завораживает взгляды вот уже не одно поколение зрителей.
 
Все мы, святые и воры,
Из алтаря и острога
Все мы — смешные актеры
В театре Господа Бога.
 
Бог восседает на троне,
Смотрит, смеясь, на подмостки,
Звезды на пышном хитоне —
Позолоченные блестки.
(Н. Гумилев)

Фото: Елена Лапина
 
Каждый театр начинается с режиссёра. Его идеями, мыслями, задумками, муками и радостями наполняется мир актёра, художника, музыканта, зрителя. Режиссёр вдохновляет, вдыхает жизнь во всех и во всё.
 
Кирилл Стрежнев – главный режиссёр Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии. За его плечами не один десяток постановок в театрах России и за рубежом. Иоганн Штраус, Джерри Бок, Оскар Фельцман, Дунаевский, Кальман, Журбин, Оффенбах…Оперетта и мюзикл – рука об руку идут вместе с Кириллом Стрежневым.
 
Григорий Спектор. Ох-х, регалии, звания, награды. Российский музыкальный и театральный критик, режиссёр, публицист, профессор РАТИ-ГИТИСа, постановщик более 110 драматических и музыкальных спектаклей, лекций-концертов о творчестве русских и зарубежных композиторов.


Фото: Елена Лапина
 
Наша благодарность всем им – режиссёрам и актёрам, певцам и дирижёрам, артистам балета и драматического театра. Благодаря им мы, каждый раз, сидя в тёмных залах театров оперы и балета, оперетты и мюзикла, драмы и комедии испытываем восхищение и ужас, дрожь по телу и очистительные слёзы.
 
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НОВОСТИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть