Театральная Россия. Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова
9 декабря 2019
Премьера документального фильма "Волонтёры будущего. Часть первая"
6 декабря 2019
Театральная Россия. Балкарский драматический театр им. К. Кулиева.
6 декабря 2019
Праздник и традиции в Рахманиновском зале
5 декабря 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Видеть музыку". Якутский эксперимент

В рамках IV фестиваля "Видеть музыку" на московской сцене был показан музыкальный спектакль Якутского театра оперы и балета

Якутская опера. Сцена из музкомедии "Тиэтэйбит". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Якутская опера. Сцена из музкомедии "Тиэтэйбит". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Эта музыкальная комедия с ярко выраженным национальным колоритом, пусть и не этнографическая – мы все же находимся на территории академического музыкального искусства – но с изрядной долей фольклорного компонента. Афиша IV фестиваля музыкальных театров России, который проводят в Москве Ассоциация музыкальных театров и Министерство культуры России при поддержке Фонда президентских грантов, таит в себе немало сюрпризов.

Один из таких спектаклей – привезенная Якутским театром оперы и балета имени Д. К. Сивцева – Суоруна Омоллоона музыкальная комедия в двух действиях Владимира Ксенофонтова "Поспешивший". Либретто Н. Неустроева в шуточном формате рассказывает и незадачливом селянине Иване Удалом, который при живой жене решил по неведению и легкомыслию вступить в новый брак, морочил голову и невесте, и ее родственникам, а в итоге оказался у "разбитого корыта" — и новую семью не обрел, и старую потерял. Спектакль в постановке Прокопия Неустроева появился в репертуаре Якутской Оперы в июне 2017-го, а показ в столице прошел на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской.

Определить жанр нового произведения весьма не просто. На афише оно заявлено как музыкальная комедия – произведение действительно чередует музыкальные номера (преимущественно вокальные) с разговорными диалогами или даже целыми драматическими сценами. В то же время их компоновка необычна: опус начинается как полноценная опера, с увертюры, и достаточно долго поначалу действие имеет сугубо музыкальное изложение – герои изъясняются лишь посредством пения, оркестр обрисовывает характеры персонажей, пытается нам сказать об их взаимоотношениях. Потом музыка вдруг внезапно обрывается и весьма надолго, и следует продолжительная драматическая сцена, где не звучит ни одной ноты. Также внезапно музыка возвращается вновь: аналогичной логики автор придерживается и во втором акте своего произведения. Представляется, что "Поспешивший" занимает некое промежуточное положение между оперой и опереттой, выдержанной в ярко выраженном национальном стиле.

Музыка Ксенофонтова поначалу кажется яркой и колоритной, базирующейся на музыкальном фольклоре северного народа. Но постепенно замечаешь ее существенный недостаток – отсутствие развития, как музыкального, так и драматургического (очевидно, что одно с другим тесно связано): она словно топчется на месте, назойливо повторяя одни и те же обороты, музыкальные формулы, способы звукоизображения что в сольных вокальных высказываниях, что в инструментальном сопровождении. Музыкальный материал беден идеями, он слабо разработан, оттого монотонен и однообразен.

Якутская опера. Сцена из музкомедии "Тиэтэйбит". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Вследствие этого внимание естественным образом переключается на драматическую сторону спектакля. Он поставлен в утрированно гротескной эстетике, когда лубочное изображение крестьянского быта обострено почти до степени фарса. Актерский рисунок ряда персонажей, прежде всего главного героя Ивана Удалова, наполнен обостренным комикованием. В целом у спектакля очень силен элемент народного, балаганного театра. Этому способствует и реалистически-примитивистское оформление сцены Марьяны Оконешниковой, а костюмы нарочито антиэстетичны.

Спектакль идет на якутском языке, весьма фонетически сложном для восприятия в варианте пения. Пение солистов сочетает элементы академического вокала и народного исполнения с постоянным использованием открытого звука. Удивительно, но в таком пограничном варианте работают солисты оперного театра, в репертуаре которого наряду с национальными музыкальными спектаклями – полно мировой классики. Наиболее близки к эстетике бельканто в этих условиях оказываются две меццо-сопрано – Айталина Афанасьева-Адамова (Марина) и Зинаида Колодезникова (Авдотья), в то время как вокал Александра Донского (Иван Удалой), Григория Петрова (Семен Гундосый) и др. ближе к фольклорному пению.

Музыкальное руководство осуществил маэстро Алексей Унаров. Оркестру театра порой не хватает слаженности и слитности звучания, однако контакт с солистами в целом получается, поэтому как аккомпанирующая единица инструментальный коллектив выглядит вполне удовлетворительно. В былые годы Якутский театр оперы и балета привозил в столицу и русскую классику ("Бориса Годунова", "Князя Игоря"), и классику национальную ("Ньургун Боотур" М. Жиркова и Г. Литинского), и современные оперы ("Александр Македонский" и "Кудангса Великий" Владимира Кобекина), и всегда это был достаточно высокий исполнительский уровень. Опыт с национальной музыкальной комедией свидетельствует о том, что театр только еще осваивает подобный репертуар.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Театральная Россия. Кабардинский Государственный драматический театр им. Али Шогенцукова
Эдуард Успенский: "За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров"
Премьера документального фильма "Волонтёры будущего. Часть первая"

В Москве

Праздник и традиции в Рахманиновском зале
"Ипполитовка" жжёт!
Москва и Санкт-Петербург встречают "Артдокфест"
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть