Первый полет братьев Райт. Фото: Википедия
Братья Райт были не первыми "самолетостроителями" в мировой истории, и даже не первыми, кто поднимался в воздух на экспериментальном самолёте. Но им принадлежит первенство в управлении полётом в воздухе – а это сделало реальным дальнейшее развитие самолётостроения в мире.
Технические знания братья Райт приобрели за долгие годы работы в собственном магазине, где они торговали техникой, передовой для своей эпохи: печатными прессами, велосипедами, двигателями и т.д.
Крупнейшее отличие самолетов братьев Райт от других в том, что эти авиаконструкторы открыли три оси вращения самолёта. Это позволило пилотам эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие в воздухе. Этот метод был и остается основным для всех типов самолётов.
Известно несколько моделей планеров братьев Райт, созданных в разные годы в начале ХХ века. Но именно 17 декабря 1903 года был совершен первый удачный полет на построенном в том же году планере "Флайер-1" из еловой древесины. К аппарату "прилагались" деревянные пропеллеры и бензиновый двигатель, изготовленные братьями. Первый полет на планере собственной конструкции за три дня до судьбоносного прошел не очень удачно: машина упала сразу после взлета и немного пострадала. Упорные авиаторы ее починили и 17 декабря 1903 года не побоялись снова взлететь над землей.
Братья Райти совершили на своем детище 4 полёта, каждый от уровня земли при встречном ветре скоростью 43 километра в час. Первым полетел Орвилл: преодолел 36,5 метра за 12 секунд, этот полёт был зарегистрирован на фотографии. Следующие два полёта были длиной около 52 и 60 метров: сперва Уилбур, за ним Орвилл, на высоте примерно 3 метра над уровнем земли. Около полудня Уилбур отправился в четвёртый, последний для того эпохального дня полёт. Первые сотни футов машина "прыгала" вверх-вниз, но к моменту, когда она пролетела 300 футов, летчик почувствовал, что она стала лучше управляться. Следующие 400 или 500 футов высота практически не менялась, но когда самолет пролетел около 800 футов, машина опять пошла вниз и столкнулась с землей. Братья отметили в своем дневнике полетов, что рама переднего руля получила сильные повреждена, но главная рама совсем не пострадала, и они поняли, что смогут привести самолет в "рабочее" состояние за день-два.
Всего летчику удалось пролететь 852 фута за 59 секунд. Сегодня это достижение может вызвать улыбку. Но вообще-то именно с него начались тысячекилометровые современные перелеты.