Вера Муромцева и Иван Бунин
Это значит, что Россия может претендовать на архив Бунина, поясняет издание.
Незаконность нахождения части творческого наследия Бунина в Англии в том, что оно связано с женой писателя Верой Муромцевой, меж тем, он не оставил завещания, в котором назначал бы ее наследницей и распорядительницей над документами, объясняют эксперты.
Напомним, после смерти Бунина советские дипломаты предлагали его вдове Вере Муромцевой передать архив в СССР и даже положили ей пенсию от Страны Советов. Муромцева прислала часть документов, которые составили личный фонд Бунина в Российском государственном архиве литературы и искусства. Но к моменту своей смерти в 1961 году она не передала советской стороне все документы – то ли не успела, то ли не пожелала.
Наследник Муромцевой Леонид Зуров звал себя приемным сыном Бунина. Он умер в 1971 году в приюте для душевнобольных, но оставил завещание, по которому остатки бунинского архива отправились в Англию, к исследовательнице творчества прозаика Милице Грин. Она в том же году передала творческое наследие Бунина в Русский архив Университета Лидса – тоже по завещанию, хотя на тот момент жила и здравствовала.
Юристы утверждают, что во Франции Бунин и Муромцева являлись апатридами - лицами без гражданства, подчинявшимися нормам французского законодательства. Согласно им, писатель должен был написать завещание на жену – в противном случае его имущество досталось бы семье мужа. Такая норма сохранялась во Франции до 2006 года.
Но дело в том, что Бунин не оставил завещания на жену. Многолетние поиски подтвердили, что нотариальных следов этой бумаги не имеется. Муромцева приняла наследство по факту, но не по закону. Тогда как, по французскому законодательству, бумаги Бунина должны были достаться его родне, то есть племянникам, детям старшего брата Евгения и сестры Марии. В настоящее время потомки этих племянников являются наследниками Бунина. Частично они проживают и в России. Поэтому есть законные основания вернуть наследие классика в нашу страну. Однако юристы предвидят, что решить вопрос с Русским архивом британского университета будет не так просто.