Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
22 марта 2019
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
22 марта 2019
В рамках программы "Детский Weekend" фестиваля "Золотая маска" Александринский театр из Санкт-Петербурга представил спектакль "Томми"
20 марта 2019
"Время пить чай": в РГДБ открылась международная выставка иллюстраций и авторских кукол к знаменитому произведению Льюиса Кэрролла
20 марта 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

17 апреля 2017 6:22

Александр Будберг: может ли фотография быть злом?

В Винтажном зале “Винзавода” российский журналист Александр Будберг рассказал о гуманизме в фотоискусстве.

Коллаж: Елизавета Гришанова
Коллаж: Елизавета Гришанова

Может ли быть злом фотография? – такой вопрос поднял российский журналист Александр Будберг на открытой лекции и показал известное фото убийства российского посла Андрея Карлова, отметив, что убитый на этом фото не вызывает никакого сочувствия, так как фотограф неуважительно отнёсся к смерти человека.

Бесчеловечная ошибка Бурхана Озбилиджи

Показав снимки убитых Че Гевары и Пабло Эскобара, Александр Будберг сказал, что в них, как и в снимке убийства посла, отсутствует уважение к человеку как “созданию божьему” и незаметен ужас перед смертью, из-за этого запечатлённые жертвы выглядят не как люди, а как убитые животные, как “биомасса”. При виде подобных снимков возникает инстинктивное неразрешимое этическое противоречие.

Фото: Убийство П. Эскобара   
                                                                                                    
Вокруг фото убийства Андрея Карлова возникла дискуссия: обсуждалось, справедливо ли Бурхан Озбилиджи получил за это фото премию “World Press Photo”.
 
Фото: Бурхан Озбилиджи. Убийство Андрея Карлова   

При присуждении премии не учли один важный критерий: гуманистическая ценность фотографии. На ней террорист представлен ярким и энергичным: создаётся впечатление, что зло победило добро. Фотографу нужно внимательно относиться к погибшему: ведь буквально секунды назад человек ещё был жив.
 

Контраст добра и зла

 
Публичность процедуры унижения и уничтожения – абсолютное варварство: отношение к человеку как к свинье”, – заметил Александр Будберг, показав фотографию авторства Роберта Капы 1944 года. На ней запечатлена женщина с ребёнком, которую толпа преследовала за сожительство с немцем. Капа на этом фото передал сочувствие к этой женщине, а толпу изобличил как зло.

Фото: Роберт Капа

Фотограф должен стремиться к гуманистическим идеалам и благородству целей, всегда сочувствовать человеку независимо от того, как воспринимают его окружающие.
 
В невероятным этическим чутьем обладает американская фотожурналистка Маргарет Бурк-Уайт. Даже в шокирующем снимке эпизода Корейской войны 1950-х гг., где южнокорейский полицейский с улыбкой обезглавил южнокорейского пленного: ей удалось зафиксировать момент изобличения зла. Этика этого снимка заключается в том, чтобы поведать будущим поколениям о варварском акте средневекового зверства в 1951 году и показать поведение человека в экстремальной ситуации.


Фото: Маргарет Бурк-Уайт

Однако следует отметить, что гуманистическая ценность упомянутого снимка весьма и весьма сомнительна.
 
Бывает очень трудно передать на фотографиях то самое ощущение, когда непосредственно происходит зло, но некоторым фотографам это удалось: не только Маргарет Бурк-Уайт, но и, например, Ятуси Нагао, запечатлевшего в 1960 году мгновение перед убийством политика-социалиста Инедзиро Асанумы.
 
Фото: Ятуси Нагао

“Передан весь ужас происходящего, – сказал Александр Будберг, – человека как бабочку наколют на меч”.  
 
На фотографиях обязательно должно быть передано некое противостояние между злом и добром. И, какое бы зло на снимках ни отображалось, обязательно нужно дать понять зрителю, что добро и человечность всё-таки одерживают верх.
 
 

Гуманизм – оплот добра

Злом на фотографиях может оказаться и простое равнодушие не только к смерти, но и к чужим бедам. С подобным равнодушием фотограф Кевин Картер запечатлел ослабевшего от голода суданского ребёнка и грифа, ждущего добычи.

Фото: Кевин Картер
 
Снимок Кевина Картера был сопоставлен с другим снимком — оголодавшего мальчика, найденного в пустыне, которого взвешивают для того, чтобы знать, сколько граммов пищи ему можно дать.

Фото: Себастьян Сальгаду. Голодный африканский мальчик на весах
 
Автор снимка — Себастьян Сальгаду, который, в отличие от Кевина Картера, просто удачно поймавшего яркий кадр, прошёл многие километры по пустыне во время голода в Мали в 1986 г., для того, чтобы посредством снимков поведать остальному миру о страданиях людей Африки.
 
Кэрол Гизи в 1994 году на Гаити с гуманистическим подходом к человеку запечатлела важный момент пресечения зла: американский солдат защищает темнокожего юношу от толпы, собравшейся его линчевать за то, что он якобы начал стрелять по демонстрации, хотя был безоружен.

Фото: К. Гизи

Было показано фото, сделанное в 1956 г. Уильямом Юджином Смитом – лицо молодой монахини, ожидающей в порту возвращения спасателей с тонущего лайнера “Андреа Дориа”. Здесь фотографу удалось передать чувство робкой надежды и веры в благополучный исход.  

Фото: Юджин Смит

Что делать, чтобы фотография не стала злом? Достаточно всего лишь – внимательно и милосердно отнестись к человеку, проявить сострадание и сочувствие, независимо от обстоятельств и общественных предрассудков.
 
Гуманистические идеалы должны превалировать не только на фотографиях, но и в других видах искусства, так как культура оказывает неоспоримое влияние на сознание и межличностные отношения. 
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ДРУГОМ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
В рамках программы "Детский Weekend" фестиваля "Золотая маска" Александринский театр из Санкт-Петербурга представил спектакль "Томми"
"Время пить чай": в РГДБ открылась международная выставка иллюстраций и авторских кукол к знаменитому произведению Льюиса Кэрролла
"Римский-Корсаков – 175": Мариинский театр отмечает юбилей композитора
Новости другого
ВСЕ НОВОСТИ ДРУГОГО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть