Снежинок хоровод: афиша новогодних мероприятий для детей в Волгограде
17 декабря 2018
Московский зодчий: к 280-летию Матвея Казакова
16 декабря 2018
Как вернуть детско-юношеское кино в России
14 декабря 2018
Проблемы детского театра обсудили в Кемерово
14 декабря 2018

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

4 марта 2016

Астрахань – культурный форпост России

Путешествие "Ревизора.ру" в Астрахань

© Министерство культуры и туризма Астраханской области

В Астрахани нет скал, на которых можно было бы поставить замки. Однако здание, напоминающее волшебный замок, стоит – это Театр оперы и балета, подаренный к 450-летию города. Всего же здесь работают четыре театра, консерватория, филармония и замечательная картинная галерея. Творческие поиски астраханцев делают город лидером театрального процесса на юге России.
 
Астрахань – окно России на Восток

В Астрахани невольно вспоминаешь о Санкт-Петербурге. Параллелей между городом в дельте Волге и городом на Неве много. Старинная невысокая застройка на низких берегах. Прорезающие город протоки и каналы. Подобно "окну в Европу", Астрахань - это окно России на Восток. Она открывает водный путь на Кавказ, в Среднюю Азию, Иран, а через него – дальше, в Индию.

Так это видел и Петр Первый, памятник которому стоит на набережной Волги. Великий царь, триста лет назад учредивший Астраханскую губернию, чтобы открыть торговый путь на Восток, совершил отсюда Персидский поход, завоевал для России южное и западное побережье Каспийского моря.

Сегодня, когда Россия возвращается на Ближний и Средний Восток, у города появился новый шанс растворить "окно" в этот регион. Понятной всем "оболочкой" нашей политики здесь может и должна стать культура.

В области это хорошо понимают. "Наш губернатор повторяет - ни один инвестор не придёт, если не будет уровня культуры", – говорит министр культуры и туризма Астраханской области Галина Зотеева.

Астрахань – важный центр юга России, представляющая культуру в Каспийском регионе. В этом полумиллионном городе четыре театра, консерватория, филармония, замечательная картинная галерея. Артистов, музыкантов, художников готовят средние учебные заведения города. Большую помощь учреждениям культуры оказывают современные меценаты – нефтегазовые компании, работающие в области.

В городе проходят фестивали "Живая вода", "Зелёные святки", "Астрахань многонациональная" и другие. "Мы отмечаем праздники разных религий и народностей, живущих в регионе, - говорит Зотеева. - В их числе Цаган Сар, Новруз, Сабантуй, Троица".

Весной здесь проходит Международный фестиваль вокального искусства имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой - знаменитых певиц, родившихся в Астрахани. Выступления идут в Астраханской государственной филармонии, Театре оперы и балета и Астраханской консерватории.

"Тёплый сезон у нас 9 месяцев, что позволяет культуре большую часть года жить на открытом воздухе", - отметила Галина Зотеева. Тёплые и тёмные южные вечера даёт возможность организовывать кинотеатры на открытом воздухе в городских скверах, рассказала она. Во время майского фестиваля "Музыка на траве" на бесплатные концерты в парке возле театра оперы и балета собирается до 3 тыс человек. Множество людей приходят на благоустроенную набережную Волги, где дают представления творческие коллективы, играет духовой оркестр.

Астрахань музейная

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина обладает первоклассной коллекцией русской живописи. Директор галереи Ирина Перова с гордостью показывает сокровища своего собрания. Малевич, Шагал, Кандинский, Лентулов, Нестеров, Борисов-Мусатов, Врубель, Куинджи...

Вот нетипичное для пейзажиста Левитана полотно "Ненюфары" - кувшинки на темной воде. При взгляде на них вспоминаешь кувшинки Моне. Но Левитан, в отличие от французского импрессиониста, не страдал дефектом зрения - и цветы, и листья на картине выглядят объёмными и чётко очерченными. Вот "Жатва" Бориса Кустодиева – большое, тоже не очень обычное для этого художника городского быта полотно - с пламенеющим небом над раскинувшимися на холмах полями.

Ирина Перова сетует, что её коллекции тесно в здании. Не хватает пространства для картин художников советской эпохи, замечательные работы которых можно видеть в изданном галереей альбоме.

Тем не менее, в галерее находят место для работы с детьми. Здесь они приобщаются к искусству, овладевают техникой рисования, гравюры.

В ведении картинной галереи находится дом-музей уроженца Астрахани Бориса Кустодиева и единственный в мире музей Велимира Хлебникова, семья которого испокон веков жила в этом городе.

В музее Хлебникова собраны переданные родственниками вещи, рукописи и рисунки поэта, издания его произведений, работы о нем. Вот в витрине - ручка из вербы, которую сделал сам Хлебников, и выведены строки "Я пишу сейчас засохшей веткой вербы, на которой комочки серебряного пуха уселись пушистыми зайчиками, вышедшими посмотреть на весну, окружив её чёрный сухой прут со всех сторон".

Здесь можно увидеть работы сестры поэта - незаурядного художника Веры Хлебниковой. Среди них выделятся монументальное панно "Ход сельди". По рассказу директора галереи Ирины Перовой, трудившийся над реставрацией полотна художник назвал это время самым счастливым в своей жизни, "поскольку у каждой сельди - своё выражение лица".

В музее не ограничиваются сохранением хлебниковского наследия, а пытаются его развивать. Здесь проходят творческие вечера, на которых продолжаются поиски обновления русского поэтического слова.

Борис Кустодиев. Жатва
Изображения предоставлены Астраханской государственной картинной галереей имени П.М. Догадина


Вера Хлебникова. Ход сельди
Изображения предоставлены Астраханской государственной картинной галереей имени П.М. Догадина

Астрахань театральная

Баварские мещане в 19 веке свергли своего романтического короля Людвига II - покровителя искусств, строителя волшебных замков. Они объявили его сумасшедшим, не способным управлять королевством. Главным пунктом "медицинского заключения" было то, что король настроил чрезмерное количество "никому не нужных" замков, потратив огромное количество денег из государственной казны.

И что же? Полтора столетья спустя миллионы туристов со всего света приезжают для того, чтобы посетить построенный Людвигом замок Ноешвайнштайн, послушать музыку Вагнера на фестивале в Байройте, который он финансировал. Деньги приезжих питают народное хозяйство и наполняют казну федеральной земли Баварии. Вложения романтического короля оказались полезнее, чем все, что могли придумать его глупые скупые министры.

В Астрахани нет скал, на которых можно было бы поставить замки. Однако здание, напоминающий волшебный замок, посреди города стоит. Это Театр оперы и балета, построенный здесь четыре года назад. Здание нового театра стало подарком президента РФ Владимира Путина в связи с 450-летием Астрахани, которое отмечали в 2008 году.

"В начальный период - было много негатива. Жители города спрашивали - зачем тратить на театр такие средства. Теперь уже идёт четвёртый сезон, и народ поменял отношение, – рассказывает молодой (нет и 40 лет) художественный руководитель театра Валерий Воронин, его директор и главный дирижёр. – Публика есть. Приход в театр стал праздником, люди думают, как они выглядят, когда идут в театр". На спектакли театра приезжают зрители из центров соседних регионов – Волгограда и Элисты.

Театр продемонстрировал масштабное владение современными техническими возможностями и механизмами нового здания, рассказал худрук. В их числе – вращающаяся сцена, подъёмно-опускных площади сцены, системы компьютерной видеопроекции. Для декораций спектакля "Евгений Онегин" была разработана оригинальная технология живописи по прозрачному пластику. Театр может полностью осуществлять постановки – шить костюмы, создавать декорации и реквизит – на базе собственных мастерских, что под силу далеко не всякому театральному коллективу.

Валерий Воронин показывает на видеоэкране ролик нового оперного спектакля – сценической версии "Осуждение Фауста" Берлиоза. Феерическое зрелище создано с помощью компьютерных проекций как на фоновый экран, так и на сетчатый занавес перед сценой. Дело не только в том, что современные решения привлекут в оперу молодёжь, поясняет художественный руководитель. Использование компьютерных технологий даёт возможность осуществить постановку с меньшей затратой средств, облегчает проведение гастролей.

Говоря о сложностях, которые создаёт развитию театра его "провинциальное" расположение, Воронин отметил "человеческий фактор". В городе с населением около 500 тысяч трудно должным образом пополнить коллектив.  А ведь начало работы в новом просторном здании потребовало увеличения оркестра, оперной и балетной трупп.

"Музыкантов в оркестр вынуждены звать из других регионов, - говорит руководитель театра. - Не хватает гобоистов, нет тромбонистов. Конечно, приглашаем со стороны солистов. Однако сегодня мы можем своим составом поставить такие оперы как "Отелло", "Осуждение Фауста". "Мы целиком сформировали балетную и оперную труппы, в два раза увеличили оркестр. Предлагаем слушателям симфонические концерты".

За три года в репертуаре театра появилось около 20 названий. "Евгений Онегин", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта" – "классические постановки, но свежий взгляд", отмечает Воронин. Вышел балет "Андрей Рублёв".

"Наши задача - развивать искусство здесь. И оперу, и классический балет, и современную хореографию", - подчеркнул Воронин.

При поддержке администрации области театр осуществляет постановки Open Air классических опер на открытом воздухе. В Астраханском Кремле на Соборной площади были показаны "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина. "Если большой зал театра оперы и балета вмещает 750 зрителей, то здесь спектакли видят более четырёх тысяч человек" - пояснил Валерий Воронин. Он рассказал, что к 300-летию области, которое будет отмечаться в следующем году готовится новая постановка. Либретто уже есть, но художественный руководитель театра пока полностью не раскрывает планов, он только отметил, что "это будет оригинальное произведение на тему, связанную с Астраханью".

У обновлённого астраханского театра оперы и балета уже есть международное признание. Оно связано не только с выступлениями в прикаспийских государствах, с которыми у Астрахани тесные традиционные связи. Театр с успехом гастролировал в Европе - в Великобритании, Германии. "В этом году вновь везём в Великобританию оперу и балет" – отметил Воронин. "Мы окупаем свои поездки – гастроли организуем на коммерческой основе, - рассказал он. - Конечно, на Западе на нас работает авторитет русского балета, оперы. Но мы показали себя уровнем выступлений - импресарио заинтересован в сотрудничестве с нами".

Губернатор области поставил для театра высокую планку - в Астраханский театр оперы и балета приезжают с выступлениями артисты только самого высокого уровня. Далеко не всякое областное мероприятие достойно его зала. Зато театр уже послужил площадкой Четвёртого Каспийского саммита, на котором президент России Путин принимал глав всех прикаспийских государств.

***

Художественный руководитель "Астраханского театра кукол" Сергей Николаевич Балыков показывает свой небольшой уютный театр. В нем два зала. Театральной площадкой в тёплое время года становится и внутренний дворик.

"Всего у нас порядка 25 спектаклей, – рассказывает он. – За 29 лет своего существования театр позиционировал себя как детский, а теперь мы хотим сформировать репертуар и для взрослых".

Международный фестиваль театров кукол прикаспийских государств "Каспийский берег" проходит в Астрахани раз в два года в начале октября, в этом году состоится в пятый раз. Вместе с кукольными театрами Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, Ирана в нем принимают участие коллективы из  соседних с Астраханской областью регионов России. В 2014 году впервые приехал театр кукол из Республика - из Симферополя.

***

Основа репертуара Астраханского драматического театра – русская и зарубежная классика, – Гоголь, Островский, Чехов, Шекспир, Мольер, Шиллер, – рассказывает его художественный руководитель Станислав Таюшев. В театре ставятся пьесы советских и современных российских драматургов – Горина, Вампилова, Полякова, Мошина. "Но не прочь мы порадовать зрителя и зарубежной комедией. Если люди хотят это посмотреть - надо это ставить, – считает он. – Зрителя мы не теряем, в городе любят наш театр. Заполняемость большая - 80 процентов", – отмечает худрук.

Астраханский драматический верен классическим русским театральным традициям. Станислав Таюшев не склонен одевать героев "Евгения Онегина" или трагедий Шекспира в современные костюмы. Однако для него это не является вопросом принципа. "Мне все равно, в каких костюмах играют, – говорит он. – Меня волнует человеческое чувство – либо волнует, либо не волнует. Все зависит от таланта режиссёра, а в каких костюмах и декорациях играть – дело второе".

При этом художественный руководитель с пониманием относится к творческим поискам молодого поколения. Внутри театра идут творческие эксперименты. Свои собственные спектакли создают три группы молодых актёров из коллектива театра.

"Хочется организовать что-то свое, попробовать иное направление, – говорит участница одной из таких групп – "Три А" ("Артель Астраханских Артистов") Виолетта Власенко, – Хочется что-то свое сказать зрителю. Пытаемся уходить от бытовых, классических постановок".

"Мы 5 лет существуем при поддержке руководства театра, – рассказывает она. – Можем брать и воплощать свои пьесы. Есть костяк 5-6 человек. Репетируем в Доме Актера астраханского отделения СТД. Если этого зала для спектакля мало – снимаем помещение. У нас свой зритель свои художники, свои режиссёры. Если надо, приглашаем не только из нашего театра – приглашаем из другого театрального коллектива нашего города – из Театра юного зрителя".

"Артель астраханских артистов" возила свои постановки в Израиль, во Францию. На фестивале "Русский космос" в Париже в 2013 году ее спектакль "Любовь до гроба" по пьесе Альдо Николаи получил "Гран-при".

Творческие поиски астраханцев делают город региональным лидером театрального процесса. В Астрахани уже во второй раз прошёл фестиваль-лаборатория современного театрального искусства "ВЕРЮ!". На него приезжали труппы из республик Дагестана и Калмыкии, из Нового Уренгоя, Екатеринбурга, Мичуринска, Архангельска и других российских городов, а также из Германии.
 
Редакция "Ревизора" выражает свою искреннюю благодарность начальнику отдела искусств Министерства культуры Астраханской области Виктору Сергеевичу Солярику и заместителю генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Владимиру Александровичу Черкасову за помощь корреспонденту портала.
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ДРУГОЕЕ

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Московский зодчий: к 280-летию Матвея Казакова
Выставка декора стола разных эпох в музее Тропинина
В учебном театре ВТУ имени Бориса Щукина – премьера
Бельканто близ престола: Россини в Большом театре
Планета Айтматова: властитель простора
Новости другое ВСЕ НОВОСТИ ДРУГОЕ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть