Фестиваль "Мультимир" открывает лето на ВДНХ
26 мая 2019
"Нано-опера". Заключительный гала-концерт.
26 мая 2019
Петр Тодоровский: какая чудная игра!
24 мая 2019
"Нано-опера", день четвёртый, финал. Массовые сцены.
24 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Дом Мастера" в Липецке

Прошлое и настоящее одного из самых маленьких художественных музеев России

"Дом Мастера" в Липецке © Дмитрий Григорьев
"Дом Мастера" в Липецке © Дмитрий Григорьев

Ревизор.ru знакомит читателей с культурой и достопримечательностями российских городов. Сегодня в центре внимания – Дом и его Мастер – народный художник России Виктор Семёнович Сорокин (1912 – 2001).

Небольшой двухэтажный дом в стиле модерн в центре промышленного Липецка сегодня выглядит немного одиноко. От современной застройки с одной стороны и огромного, сверкающего куполом собора с другой его отделяют потоки автотранспорта, густая сеть проводов, светофоры, столбы освещения и дорожные знаки. Компанию особняку в его спокойствии и скромности составляют разве что огромные тополя и ели парка, раскинувшегося за ним. За свою более чем вековую историю здание успело побывать и аптекой, и райкомом КПСС, и даже добычей для мародёров, чтобы в итоге стать Домом Мастера – музеем талантливого художника Виктора Сорокина.
 
Путь дома

Дом на Дворянской улице Липецка (с 1918 года – улица Ленина) появился в 1910 году. Здание в модном тогда стиле было спроектировано тамбовским архитектором Владимиром Фрейманом по заказу местного провизора Виктора Вяжлинского и поначалу получило в народе название "Дом аптекаря" или "Дом Вяжлинского" по фамилии владельца. На первом этаже размещалась торговля лекарствами и другими полезными в хозяйстве товарами под общей вывеской "Взаимная польза", на втором проживал хозяин с семейством, а полуподвал вместил в себя провизорскую лабораторию. Впрочем, исполнять первоначальную роль особняку пришлось недолго.
 
Уже в 1919 году в доме поселился врач и ученый-бактериолог Николай Яковлевич Симонович – страстный поклонник идей Льва Толстого. Он организовал в доме рабочую лабораторию и здесь же вёл врачебную практику, не делая различий в званиях, чинах и денежном благополучии пациентов. Впоследствии это бескорыстие сыграло с доктором злую шутку – приём "неблагонадежных элементов" стал основанием для многочисленных доносов. В 1937 году Симонович был репрессирован и сослан в лагеря. Так дом в Липецке попрощался уже со вторым своим владельцем.
 
© Дмитрий Григорьев

Тем не менее, след, оставленный им в истории дома, серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Судьба семьи Симонович была тесно переплетена с мировой культурой. Сам доктор состоял в переписке с Толстым и даже написал любительскую пьесу "Уход Льва Толстого из Ясной Поляны". Сестра, художница Нина Симонович-Ефимова, живя во Франции, посещала студию Матисса. Её муж, скульптор-анималист Иван Ефимов, работал в ателье скульптора Эмиля Бурделя. Чета Симонович-Ефимовых дружила со священником-философом Павлом Флоренским и писателем Ильей Эренбургом. Сын ещё одной из сестер Симонович, Марии – в замужестве Львовой – Андрэ Львов в 1965 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Все вместе сёстры и брат Симоновичи приходились кузенами Валентину Серову. Мария изображена на картине "Девушка освещенная солнцем", хранящейся в Третьяковской галерее, и на портрете "М.Я. Львова" из парижского музея Орсе. Дочь Николая Яковлевича Наталья позировала великому живописцу для "Похищения Европы".
 
Связь семьи с Липецким краем – одна из причин, по которым первым экспонатом Дома Мастера после его открытия в 1992 году стала небольшая скульптура "Скромная лань" Ивана Ефимова. Здесь же хранятся графика и офорты Нины Симонович.
 
Впрочем, до организации музея было еще далеко. За годы советской власти бывший "Дом аптекаря" повидал многое. С разной продолжительностью здесь размещались Горком ВКП(б), райком КПСС, управление топливной промышленности, музыкальная школа, книгохранилище… Самыми тяжелыми для особняка стали годы поздней перестройки. В конце 80-х – начале 90-х годов здание осталось бесхозным, лишившись даже охраны, и мародеры вынесли из него все ценное вплоть до оконных рам и паркета. Памятник архитектуры спасло предложение художника Вилена Дворянчикова и искусствоведа Татьяны Нечаевой – организовать в особняке прижизненный музей-мастерскую народного художника России Виктора Сорокина. С 1992 года – момента воплощения этой идеи – начинается современная история Дома.
 
Путь Мастера

Виктор Семёнович Сорокин родился в Москве 25 декабря 1912 года. В семье увлекались рисованием, хотя и не принадлежали богеме – мать из купеческого сословия, отец – офицер. В 1917 году родители Виктора умерли – мать от тифа, отец на фронте, и мальчик оказался в детском доме "Суханово". Несмотря на трудное время, здесь старались дать детям хорошее образование. Например, учителем музыки был композитор Рейнгольд Глиэр, впоследствии народный артист СССР, автор гимна Санкт-Петербурга.
 
В 16 лет Виктор Сорокин перешёл из детского дома в трудовую коммуну, расположенную в бывшем Николо-Угрешском монастыре. Считается, что именно она стала прототипом для фильма "Путевка в жизнь" режиссера Николая Экка. В коммуне Сорокин почти случайно попал в рисовальный кружок, которым руководил Аникита Хотулев – ученик Репина. Этот шаг определил всю его дальнейшую судьбу.
 
Несколькими годами позже еще один именитый преподаватель Борис Иогансон, взял Виктора Сорокина сразу на второй курс Московского Института изобразительного искусства (ныне – Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). Здесь молодой человек "попал в руки" знаменитых живописцев Игоря Грабаря и Сергея Герасимова. Они познакомили его с творчеством и методами импрессионистов, которых Сорокин до конца жизни считал своими истинными учителями.
 
Дипломная работа Виктора Сорокина "Самаркандский пейзаж" произвела настоящий фурор – её аплодисментами встретила Госкомиссия, председателем которой был Петр Кончаловский, Комитет по культуре закупил работу для Третьяковской галереи, а самого автора приняли в Союз художников СССР. При этом сюжет картины был лишён почти обязательной для того времени патетики – на фоне восточного ландшафта в клубах пронизанной вечерним солнцем пыли мирно бредёт отара овец. К сожалению, до наших дней дипломная работа Виктора Сорокина не дошла. Как она потерялась неизвестно, но скорее всего, это произошло во время одной из передвижных выставок Третьяковки по республикам СССР. Из довоенных работ Сорокина вообще не сохранилась ни одна.
 
Виктор Сорокин, "На террасе", 2001 год © Дмитрий Григорьев

В конце 1940-х годов художник попал под прокатившуюся по стране волну гонений "за формализм в искусстве". "Мелкотемье" Сорокина с его бесхитростными по сюжету пейзажами и натюрмортами не соответствовало государственному представлению о том, что до́лжно изображать. В 1948 году он решил покинуть столицу, а Иогансон и Кончаловский помогли получить работу преподавателя в Елецком художественном училище.
 
Древний Елец с его обилием церквей и старых купеческих особнячков, провинциальной тишиной и размеренностью пришелся Виктору Сорокину по душе. Здесь же он встретил свою жену – кружевницу Полину Дмитриевну, которая всей душой поверила в особый талант мужа и стала его надёжной спутницей на всю жизнь. Здесь у будущего Мастера появились первые ученики. Когда в 1957 году училище было ликвидировано, Виктор Сорокин переехал в Липецк, где он и его недавние студенты составили ядро местного отделения Союза художников. На этом резкие повороты в судьбе Мастера закончились. Описать последующие годы его жизни можно всего в двух словах – он творил. По словам искусствоведа Татьяны Нечаевой, которая познакомилась с художником в 1983 году, мэтр был человеком невероятной скромности, лишенный какого бы то ни было пафоса.
 
"Для Виктора Семеновича Сорокина жизнь – самая большая ценность и самое большое чудо. Он живет, не уставая радоваться и удивляться этому чуду. Он смотрит на мир глазами влюбленного человека и потому видит его красивым. Видит цельным, первозданно совершенным, будто не замечая мрачных сторон и суетности бытия, всего, что мешает ощущению счастья. А счастье для Сорокина – это свобода ради творчества, а творчество – его предназначение свыше", - напишет Татьяна Нечаева в предисловии к одному из последних прижизненно изданных альбомов репродукций художника.
 
Переплетение судеб

Пережившие столько лишений и испытаний, но не изменившие себе, Мастер и Дом объединились в 1992 году. Здесь Виктор Семёнович творил до самой смерти, и именно этот период стал для него настоящим расцветом – его талант окончательно кристаллизовался в понимании природы цвета и света как такового. В этой мастерской из-под его кисти вышли самые яркие и экспрессивные картины. Творческая энергия наполнила Дом, изгнав из него всю серость и скуку, которая копилась десятилетиями, раскрыла истинное предназначение художника и музея – нести добро и свет.

Личные вещи Виктора Сорокина © Дмитрий Григорьев

Виктора Сорокина не стало в 2001 году. Но и сегодня, спустя 15 лет после его ухода, "Художественный музей имени В.С. Сорокина - Дом Мастера" остается одним из самых востребованных и ярких мест Липецка, точкой притяжения для всех ценителей искусства. Отделённый от мирской суеты сетью проводов, он стоит немного особняком, открывая свои двери для каждого, кто стремится увидеть чуть больше красоты и гармонии.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ДРУГОМ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Все цвета Джаза"
"Нано-опера". Заключительный гала-концерт.
Фестиваль "Мультимир" открывает лето на ВДНХ

В Москве

"Нано-опера", день четвёртый, финал. Массовые сцены.
Сиятвинда, "Моцарт и Сальери" в гостях у "Солистов Москвы"
Петр Тодоровский: какая чудная игра!
Новости другого
ВСЕ НОВОСТИ ДРУГОГО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть