Детское кино возрождают в Воронеже
18 января 2019
Оперетта "Летучая мышь" в Новосибирске
18 января 2019
Эксперты назвали главных претендентов на Оскар-2019
18 января 2019
Рязанский период жизни и деятельности Анатолия Эфроса
18 января 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 марта 2018 14:19

Московский культурный форум: многообразие культуры на одной площадке

23 марта состоялось торжественное открытие Московского культурного форума в Центральном выставочном зале Манеж

Фото: Марианна Клубникина
Фото: Марианна Клубникина

С открытием Московского культурного форума-2018 поздравил участников и гостей мэр Москвы Сергей Собянин. На одной площадке собрались театры, музеи, дома культуры и представители культурных проектов, чтобы пообщаться с посетителями форума. В первый день открытия состоялись концертные программы и дискуссии, посвящённые домам культуры и виртуальным театрам.

С утра форум посетил Министр культуры Владимир Мединский.

Одно из ярких событий мероприятия – выступление талантливых детей из Детского музыкального театра юного актёра, которые представили на сцене "Большого" зала отрывки из спектакля-концерта "Фантазии на тему Дунаевского", а также из знаменитых российских и зарубежных мюзиклов, которые занимали места в международных театральных конкурсах: "Энни", "Оливер Твист", "Норд-Ост".

Фото: Елизавета Гришанова

Как отметил художественный руководитель Театра юного актёра Александр Фёдоров, отрывок из мюзикла "Норд-Ост" по роману "Два капитана" Вениамина Каверина ставится на сцене форума неслучайно. Это дань памяти о теракте в 2002 году, когда в здании Дома культуры "Московский подшипник" в заложники в том числе были захвачены выступавшие в мюзикле "Норд-Ост" дети из Театра юного актёра.

Исполнение зажигательных песен "Жёлтые ботинки", "Московский бит" из репертуара Жанны Агузаровой и группы "Браво" получилось красочным, а цветовая гамма костюмов дополнила радостную атмосферу. Ещё один хит представили юные актёры перед зрителями: известную песню "Валенки", получившую широкое распространение в России после того, как её исполнила знаменитая советская певица Лидия Русланова. Этот хит XX века прозвучал в современной аранжировке, но всенародно любимый мотив был узнаваем.

Александр Фёдоров. Фото: Елизавета Гришанова

В финале концерта прозвучала песня из мюзикла "Оливер Твист", которая служит как бы неофициальным гимном Театра юного актёра. Александр Фёдоров добавил, что все "политические" стереотипы о том, будто бы нас, россиян, где-то не любят — неправда. Искусство любят многие. Театр юного актёра гастролирует по зарубежью, и везде ему оказывают тёплый приём, а "Московский бит" является обязательным в гастрольном репертуаре. Со спектаклем-концертом, который был представлен на Московском культурном форуме, юным актёрам ещё предстоит выступить во многих городах России и за её пределами.

Заметное место на площадке Московского культурного форума занимает Стена памяти умершего 12 марта актёра и художественного руководителя МХТ им. Чехова Олега Табакова. Его ученики и коллеги — Анна Гуляренко, Авангард Леонтьев, Марианна Шульц, Николай Чиндяйкин поделились с посетителями воспоминаниями о нём. Авангард Леонтьев рассказал об одном интересном факте: актёр Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций, был учеником Олега Табакова не только в творчестве, но и в умении управлять людьми. Олег Табаков научил терпению эмоционально экспансивного Евгения Миронова. Сам Олег Табаков в работе с коллективом следовал совету Томаса Джефферсона: "Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста".

Авангард Леонтьев. Фото: Марианна Клубникина
 

Московский театр кукол, представленный на площадке форума, демонстрировал зрителям отрывок из недавней премьеры Натальи Пахомовой "Гиньоль имени Станиславского". Показан был тот эпизод постановки, когда в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко идёт работа над новой пьесой Антона Чехова "Чайка".   

  Фото: Елизавета Гришанова

В "Большом" зале разгорелась публичная дискуссия на тему "Культурные центры – будущее". В дискуссии участвовали: известный продюсер шоу-бизнеса Иосиф Пригожин, основатель музыкальной группы Therr Maitz и музыкальный продюсер Антон Беляев, лидер группы "Кватро" Леонид Овруцкий, актриса Лина Арифулина, руководительница детской актёрской мастерской, художественный руководитель "Арт-платформы" Дома культуры им. И. М. Астахова Дмитрий Бикбаев, директор Московского Продюсерского Центра Андрей Петров, заместитель руководителя Департамента культуры  Москвы Владимир Филиппов.

На дискуссии подняли вопрос о финансировании домов культуры и о том, нужно ли менять нынешнюю систему, в которой существуют дома культуры. Иосиф Пригожин и Антон Беляев заняли однозначную позицию: по их мнению, финансирование домов культуры должно быть частным с частичной государственной поддержкой, так как бюджетные средства, выделяемые на дома культуры — более 2 миллиардов рублей в год, используются нерационально. Из-за этого дома культуры проигрывают шоу-бизнесу из-за того, что недостаточно модернизированы и плохо сочетаются с современностью, когда люди в эпоху "клипового мышления" привыкли к развлечениям, новинкам и ярким зрелищам.

Фото: Марианна Клубникина

Оппонировали Пригожину и Беляеву Лина Арифулина и Дмитрий Бикбаев, которые считают, что дома культуры должны финансироваться государством и принадлежать к сфере искусства, а не шоу-бизнеса, и быть доступными для всех. Дома культуры, как отметила Лина Арифулина, часто выпускают талантливых людей, а если их сделать частными и платными, не каждый сможет развивать свои способности. Леонид Овруцкий занял неоднозначную позицию: с одной стороны, он согласился с Пригожиным и Беляевым, с другой — предложил создать централизованную систему домов культуры, чтобы контролировать использование бюджетных средств.

В итоге был сделан вывод: проблемы у современных домов культуры всё-таки существуют — ещё и потому, что в сознании людей сложился стереотип о том, будто "дом культуры" — это устаревшее неактуальное понятие. Иосиф Пригожин добавил, что не нужно отделять дома культуры и искусство от  шоу-бизнеса, так как в современном мире шоу-бизнес играет огромную роль не только в сфере искусства и культуры, но и в остальных сферах общественной жизни. Всего в России 221 дом культуры.

Менее горячо дискутировали на тему виртуального театрального пространства как новой формы взаимодействия театра и зрителя. В дискуссии приняли участие директор Театра на Таганке Ирина Апексимова, директор "Мастерской Петра Фоменко" Андрей Воробьёв, директор проекта "Культу.ру" Игорь Овчинников, актёр и режиссёр Павел Сафонов. На дискуссии подняли вопрос о том, может ли виртуальный театральный спектакль полностью заменить посещение театра, есть ли опасения, что люди совсем перестанут ходить в театр и полностью перейдут на онлайн-трансляции.

Ирина Апексимова. Фото: Елизавета Гришанова

Андрей Воробьёв придерживается мнения, что театр – это живое соприкосновение с людьми, и его нельзя полностью заменить трансляциями: они не могут считаться полноценными спектаклями. Люди всё равно не перестанут ходить в театр и будут покупать билеты за одно только удовольствие присутствовать в зале и видеть живых артистов. Ирина Апексимова и остальные участники дискуссии частично согласились с Воробьёвым, но добавили, что у людей не всегда есть возможность посещать театры, особенно если они живут в других городах и странах, поэтому онлайн-сеансы нужны, а цена билетов на них будет доступна практически каждому. Театр на Таганке первым запускает проект виртуального театра.

Затем заслуженная артистка России Нина Шацкая вместе с джазовым трио — Игорем Иванушкиным (контрабас), Дмитрием Селивановым (рояль), Александром Ботвинкиным (перкуссия) представила программу "Колдунья", которая состояла из лучших эстрадных песен XX столетия, и романсы на стихотворения Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, которые были исполнены с особенной чувственностью и вдохновением. Завершилось выступление известным романсом "Дорогой длинною". Как заметила Нина Шацкая, авторство этого романса долгое время оставалось неизвестным, он даже считался цыганским. Но настоящие его создатели – это композитор Борис Фомин и поэт Константин Подревский, а одним из наиболее ранних исполнителей является эмигрировавший Александр Вертинский, и поэтому этот романс приобрёл популярность за границей.

Нина Шацкая. Фото: Елизавета Гришанова

Перед завершением первого дня Московского культурного форума в "Большом зале" прошёл музыкально-литературный спектакль "Дороги Высоцкого", на котором выступили Никита Высоцкий, народный артист России Александр Домогаров и Тимур Ведерников с оркестром. Никита Высоцкий прочитал стихи Владимира Высоцкого и поздравил зрителей с его юбилеем.

Никита Высоцкий. Фото: Елизавета Гришанова
 
Он вспомнил, как через некоторое время после смерти Владимира Высоцкого его друзья и родные отмечали его день рождения. Все пребывали в скорбном настроении, но актёр Всеволод Абдулов сказал, что не нужно унывать, потому что это не похороны, а день рождения: радостная дата, ведь Высоцкого до сих пор помнит и любит вся страна. Никита Высоцкий отметил, что, с одной стороны, юбилей Высоцкого, в честь которого в России провели масштабные мероприятия  — это, конечно, всенародный праздник и торжество, но с другой — есть опасения, что через некоторое время его забудут, как забыли многих достойных деятелей культуры. Остаётся только догадываться, будут ли ценить память Высоцкого следующие поколения.

Александр Домогаров. Фото: Елизавета Гришанова

Александр Домогаров, который является поклонником творчества Высоцкого, исполнил его хиты и баллады в напряжённом, экспрессивном стиле самого поэта, а Тимур Ведерников — шуточные песни. Спектакль-концерт высоко оценили зрители.        
 
Программу культурного форума можно посмотреть здесь.
 
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ДРУГОЕЕ

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Творческие планы МХАТа им. А. М. Горького: традиции и развитие
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
Симфонические драмы: концерты оркестра из Татарстана в Москве
"Война Анны" на "Белых слонах" отправится к "Золотому орлу"
Любите друг друга как в "Квадратуре круга": о новом спектакле Московского ТЮЗа
Новости другое
ВСЕ НОВОСТИ ДРУГОЕ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть