Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 декабря 2016 14:42

“Цирк всегда был событием в Орле”

Кто выступал в орловском цирке в довоенное время, и кто развлекает публику сейчас читайте в предновогоднем материале Анжелы Абраменко.

Фото: Цирк "Триумф"
Фото: Цирк "Триумф"

В Орле в цирке “Триумф” в эти дни стартовала новогодняя премьера “Карнавал животных”. Первые три представления подряд в цирке царил небывалый ажиотаж. Веселый клоун доводил зрителей до слез от гомерического смеха, дрессировщик Евгений Ким привел публику в восторг выступлением леопардов и заставил ахнуть, исполнив номер, попавший в Книгу рекордов России. По артисту, лежавшему на арене, проехал двухтонный автомобиль с четырьмя пассажирами. Впрочем, у орловцев историческая привязанность к цирку. Какая — узнавал корреспондент “Ревизора”.

“Четыре черта”

Орловчанке Зинаиде Ивановой 90 лет. В городской цирк, открытый в Орле в мае 1924 года, ходила с папой — работником типографии, младшей сестрой и соседскими ребятишками.
 
Цирк стоял в горсаду, — вспоминает Лидия Петровна. — И для нас был большой праздник попасть на представление. Папа покупал нам дешевые леденцы, а в антракте водил смотреть на львов, собак и даже слонов. Я до сих пор помню выступление гимнастов, их номер назывался “Четыре черта”. Двое висели на качелях, зацепившись ногами за перекладину, а двое других буквально летали между ними, цепляясь за их руки. Ловкие, бесстрашные, в красных костюмах — публика то и дело вскрикивала: “Черт возьми! Да как это возможно?!
Фото: Орловский областной архив 

Поражал публику фокусник Пассо, одним, едва заметным движением руки, перекидывавший колоду карт на стол. Они веером перелетали полметра и складывались аккуратной стопочкой.
 
Наездники, акробаты, бестолковые клоуны в длиннющих ботинках, вечно сующие свой нос невпопад и доводившие публику до истерики — все это вызывало неописуемый восторг горожан. Построенный за год деревянный цирк на 1 350 зрителей просто не вмещал всех желающих и нередко по железной крыше во время представления грохотали шаги “зайцев”.
 
Фото: Орловский областной архив

Орел, несмотря на то, что в то время входил в 15 крупнейших городов России и был вторым после Киева городом, где пошел трамвай, был беден на развлечения, особенно зимой. Летом же оживали горсады и скверы, где обустраивались эстрады, Орел охотно принимал передвижные цирки, которые пользовались сногсшибательным успехом.
 
На улице Болховской — нынешней Ленинской располагались сразу два сада: “Эрмитаж” и “Аквариум”. В “Эрмитаже”, которые после революции получил название “Сад пищевиков”, знаменитый дрессировщик Владимир Дуров заключил контракт на постройку нестационарного цирка. Отапливался он деревянной печкой и для пожарной безопасности был оборудован 14 выходами. Сам Владимир Леонидович Дуров частенько любил выступать на арене, подтрунивая над почтенной публикой и городскими властями. В платной части парка иными днями давали “большие сюрпризные представления для дам”, делая вход для женщин бесплатным. А гвоздем программы была акробатка мадам Бекиш, через весь сад совершавшая на проволоке “полет на зубах”.
 
В 30-х годах цирк Дурова прекратил свое существование, на его месте поставили два барака.
 

Выходят на арену силачи

 
Зато цирк в горсаду, где сейчас стоит кинозал “Юбилейный”, все 20 лет давал представления с таким аншлагом, что нынешние циркачи могут только позавидовать.

 
Фото: Орловский областной архив

Это была общая политика государства в то время — создавать массовые культурные заведения, простые для восприятия и доступные, — рассказывает директор Орловского краеведческого музея Андрей Минаков. — В это же время были построены цирки в Туле, Брянске, других городах. Орловская публика обожала цирк, спрос на передвижные был настолько велик, что каждые приезд циркачей в город был праздником. Для Орла цирк всегда был событием. Я и сам всегда с удовольствием хожу в цирк”.
 
Первые два отделения в довоенном цирке Орла посвящались чисто цирковому искусству. А третье — борьбе. Многие зрители в возрасте уходили с третьего отделения, но молодежь было просто не вытащить с этих представлений. Еще бы: 7 февраля 1905 года в Орле сам Иван Поддубный уложил на лопатки волжского богатыря Ивана Заикина! Вот как писали о поединке газеты того времени: “Боролись Поддубный с Заикиным в швейцарской борьбе “на поясах”. Поддубный поднял Заикина, взял “на мельницу” и бросил на лопатки”.
 
Пользовались успехом в Орловском цирке гастроли братьев Никитиных. Осенью они давали представления в шапито на Болховской. И именно туда привели однажды в цирк девятилетнего Петю Леонова — позже известного артиста мирового конного цирка. Он прославился под псевдонимом Петр Орлов — именно так назвал его Петр Никитин.
 
Орловский цирк был уничтожен во время оккупации. В середине 70-х его пытались построить заново и в правительственных газетах то и дело появлялись бравурные отчеты о том, как будет выглядеть новый орловский цирк.

Фото: цирк "Триумф"

Но только с приходом в областной центр корпорации ГРИНН в Орле вновь серьезно задумались о строительстве цирка. Свои двери для публики стационарный цирк “Триумф” открыл 1 марта прошлого года и за это время успел полюбиться орловской публике.  На арене в Орле вновь, как и несколько десятков лет назад, выступают известные артисты, завораживают трюками акробаты, восхищают умениями питомцев дрессировщики и смешит до упаду клоун.
 
Узнать более подробную информацию и ознакомиться с расписанием представлений можно на сайте цирка “Триумф”.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ДРУГОЕ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть