Константин Ушинский. Фото: rus.team
Спустя два столетия работы Константина Дмитриевича Ушинского цитируются, изучаются и продолжают применяться на практике. Как всё начиналось?
В биографии человека есть некие "судьбоносные моменты", которые во многом определяют наше дальнейшее развитие. Для Константина Ушинского первым таким открытием стало знакомство с Петром Редькиным, профессором философии государства и права. Они познакомились во время обучения в Московском университете. Пётр показал Ушинскому значимость педагогики как науки, меняющей жизнь всего общества через конкретного человека к лучшему.
Первый опыт преподавания в Демидовском юридическом лицее оказался неудачным. Тамошняя атмосфера душила, не способствовала привнесению изменений косной системы образования. Ушинский ушёл, чтобы через четыре года вернуться в педагогику, стать известным и раз и навсегда изменить стереотипы обучения.
Гатчинский сиротский приют, славившийся суровым воспитанием, становится следующим переломным моментом в судьбе Ушинского. За пять лет работы он не просто меняет местные порядки, но и в корне решает проблему воровства и доносительства среди воспитанников. Константин Ушинский провозглашал гуманность и взаимоуважение в качестве основы образовательного процесса. И это в противовес системе физических наказаний, царившей в то время в каждом учебном заведении! Обучающиеся, по его мнению, должны не слепо повиноваться мнению учителя, а действовать разумно, в согласии с чувством собственного достоинства и признанием этого же в другом человеке.
Ушинский начинает публиковать свои идеи, и его замечает императрица Мария Александровна (супруга Александра II). Она давно мечтала провести реформы в Смольном институте, но вот подходящего человека пока не находилось. И тут – Ушинский!
Фото: fessl.ru
Его реформы в Смольном получают высочайший карт-бланш. Какими принципами руководствуется Константин:
- Образование для всех. (И это до отмены крепостного права!) Вне зависимости от пола и сословия. Именно благодаря Ушинскому женщины впервые в России начали изучать естественные науки.
- Педагогика должна основываться на теории, а не на личном опыте учителя. Поэтому педагогика должна развиваться в университетах, опираясь на психологию и физиологию. Константин Ушинский подробно описывает, почему дети не могут заниматься одной и той же монотонной деятельностью, почему лучшее обучение — это наглядное, тут же применимое на практике.
- Обучение должно быть сознательным. Это не механическая зубрежка.
- Принцип от частного к общему. От знакомого к незнакомому. Системность и последовательность процесса обучения.
- Первоначальная задача – сделать процесс увлекательным для ребёнка, при этом не превращая всё в игру.
- Главная задача обучения – подготовка к жизни и труду. Обучение — это средство воспитания.
- Воспитание должно быть гуманным. Это про убеждение личным примером, а не про слепое повиновение.
Самое главное, что произошло при реализации реформ Ушинского, это не разрушение предыдущих традиций процесса обучения. А изменение мировоззрения многих людей: обучающихся, преподавателей, классных дам. Больше не работало подавление индивидуальных особенностей, живого мышления.
За свою жизнь Ушинский создал множество научных трудов и пособий по педагогике и оставил последующим поколениям учителей завет:
"Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальны и жалки и что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас".