Все фото истории БАМа: © РИА Новости
Согласно документу, главным организатором, а также официальным спонсором праздничных мероприятий выступает Минтранс РФ. Самые праздничные дни – 6-7 июля 2024 года, в память о том, что 8 июля 1974 года вышло постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали".
Однако торжества уже начались. Сегодня, 23 апреля, Президент России Владимир Путин примет участие в торжественном мероприятии по случаю празднования 50-летия с начала строительства БАМа, сообщила пресс-служба Кремля в Telegram-канале. "Глава государства вручит государственные награды представителям транспортной отрасли, которые внесли весомый вклад в строительство магистрали", уточняется в информации.

Вкратце напомним историю магистрали и предысторию её закладки. Идея строительства дороги, которая стала бы северным дублером Транссибирской магистрали, возникла задолго до Октябрьской революции. В 1888 году в Русское техническое общество внесли первый проект строительства железной дороги через северный край озера Байкал до побережья Тихого океана. В следующем, 1889 году состоялись первые исследования маршрута от реки Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты. Но тогда это дело признали слишком сложным.
В 1932 году Совнарком вынес постановление "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги". Тогда же было создано Управление строительства БАМ, руководившее проектно-изыскательскими работами. На карте Транссиба отметили станцию Бам: "исток" будущей железной дороги. В 1938 году начали строить западный участок БАМа от Тайшета до Братска. Годом позже приступили к работам на восточном участке: от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Но первый советский проект не был доведен до конца: помешали технические затруднения, стоимость работ и международная обстановка. Однако в течение 1940-1960-х годов удалось проложить в общей сложности 692 километра железной дороги на разных участках от Тайшета до Лены. Они способствовали промышленному освоению Дальнего Востока.

Проект 1970-х годов предполагал строительство железной дороги первой категории по ранее намеченному маршруту: участки Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре, второй путь Тайшет – Усть-Кут (Лена), Бам – Тында и Тында – Беркакит.
Весной 1977 года стартовала прокладка Северомуйского тоннеля. Он оказался не только самым длинным в нашей стране (длина 15,3 километра), но и самым "долгостройным": пробили его до конца только в новое время, в 2001 году, а в эксплуатацию сдали под занавес 2003-го. Продолжительность работ объясняется беспрецедентным по сложности проходом через Северомуйский хребет. Первый Дуссе-Алиньский тоннель на трассе БАМа заработал 4 ноября 1982 года, однако на сегодня он уже "морально устарел". Вместо него в наши дни прокладывают новый, современной планировки, длиной более 1800 метров. Он должен быть достроен зимой 2024-2025 годов.

"Готовый" БАМ пересекает всю Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Ее общая длина – 4324 километра. Более тысячи километров пути лежат в зонах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. Магистраль проходит через 11 рек и 7 горных хребтов. На протяжении трассы находятся 8 тоннелей, 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков.
Но самое важное в истории БАМа состоит в том, что она продолжается. Именно сейчас ведется развитие так называемого Восточного полигона. Это масштабнейший в истории отечественного железнодорожного сообщения проект увеличения провозной способности БАМа и Транссиба в сторону дальневосточных портов. Сегодня работы идут на объектах уже второй очереди. К ним относится строительство вторых путей и разъездов. Большинство новых объектов возводится на участках трассы БАМа в Бурятии: разъезды с пассажирской и грузовой инфраструктурой на перегонах Кичера – Дзелинда, Дзелинда – Кирон, Кирон - Ангоя и Агней – Анамакит.
Восточный полигон. Фото: © ОАО РЖД
Главная особенностью реализации проектов БАМа-2 в Бурятии состоит в условиях работы в границах Байкальской природной территории, отчего к транспортным объектам предъявляются высокие экологические и природоохранные требования. Экологическая безопасность учтена во всех утвержденных проектных решениях.