Восточные православные церкви (Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Польская и с ними Украинская грекокатолическая) празднуют Благовещение 25 марта, или 7 апреля по новому стилю. Западные православные конфессии, католики и протестанты отмечают Благовещение 25 марта. Дата 25 марта не случайна. На заре веков считалось, что это – день сотворения мира. А в первые века христианства эту дату называли днем распятия Спасителя. Некогда Благовещение даже отождествляли с Пасхой. До сих пор Благовещение иногда совпадает с Пасхой (раньше него Пасха отмечаться не может). По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи способны соединяться.
События Благовещения описаны евангелистом Лукой. Он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира: "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1:28-33).
По мнению богословов, слова архангела Гавриила "Радуйся, Благодатная" стали первой "благой" вестью для человечества после его грехопадения. Мария со смирением приняла эту благую весть, чем выразила своё исповедание веры: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа.
Сандро Боттичелли: "Благовещение". Фото: crosti.ru
Икона праздника Благовещения в православных храмах обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой — Архангел Гавриил.
Благовещение связано со многими традициями и приметами, среди которых много и чистых суеверий – например, не выносить из дома вещи и не пускать в него посторонних, не надевать нового, не отправляться в дальние поездки, не брать и не одалживать деньги. Но есть и христианские обычаи. В Благовещение, как и во все крупные церковные праздники, нельзя работать. Под запрет подпадают и тяжелые работы, и элементарное рукоделие. Зато обязательно благочестивому человеку посетить службу. Чтобы избавиться от хворей, на рассвете советуют умыться талой водой – а больного человека с молитвой напоить освященной в этот праздник водой. Чтобы урожай был хорошим, надо поставить в кадку с водой икону Благовещения и тоже молиться.
Прекрасный обычай этого дня – выпуск на волю птиц. В православии это белые голуби. Но возможно "свободу даровать" любой пташке из клетки.
В истории русской литературы был поэтический турнир трех стихотворцев, написавших стихи об этом обычае. По условиям "технического задания", надо было составить восьмистишие четырехстопным ямбом с упоминанием птицы, выпущенной из клетки. Дело было весной 1823 года. Имена двух его участников планетарно известны: Александр Пушкин и Антон Дельвиг. Третий, что называется, был широко известен в узких кругах: Фёдор Туманский, приятель Льва, брата Пушкина.
Фото: pronedra.ru
Антон Дельвиг высказался чрезвычайно пышно:
Во имя Делии прекрасной,
Во имя пламенной любви,
Тебе, летунье сладкогласной,
Дарю свободу я. — Лети!
И я равно счастливой долей
От милой наделен моей:
Как ей обязана ты волей,
Так я неволею своей.
Александр Пушкин позволил себе намек на собственную ссылку, благодаря чему стихотворение считалось элегантным политическим памфлетом:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Впрочем, это стихотворение по сей день – одно из самых известных у Пушкина. Но двести лет назад товарищи единодушно сочли победителем Туманского:
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
В 1864 году Константин Ушинский включил это стихотворение Туманского в своё "Родное слово" – и с тех пор полвека без него не обходилась ни одна хрестоматия. Кроме того, "Птичка" Туманского стала детской песней.
А в советские времена Булат Окуджава написал стихи вроде бы не о Благовещении. Их нельзя относить к духовной поэзии, Окуджава говорил с позиций светского человека. Но говорил о том, что абсолютно все мы ждем Благой вести.
В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
однажды выйдет ангел черный
и крикнет, что спасенья нет.
Но простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что надежда есть.