Фото: Global Look Press/Przemyslaw Iciak
Событие священной истории, легшее в основу этого праздника, таково. Еще во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь, мучимый проказой. Услышав о чудесах, творимых Господом, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и послал ему письмо с мольбой исцелить его, которое передал с живописцем Ананией. Царь уповал на то, что если Спаситель не придет на зов, художник сможет написать его изображение, которое тоже окажется чудотворным. При встрече Анании с Христом в Иерусалиме живописцу не удалось написать образ. Но Господь сам подозвал его – Ему уже была ведома беда Авгаря, и Он обещал исцелить того от болезни и наставить на путь спасения души, и написал краткое письмо, что вскоре в Сирию придет его ученик. Спаситель умыл лицо и отер его убрусом (полотенцем): на нем отпечатлелся Божественный Лик. Священные предметы Анания доставил в Едессу, и Авгарь избавился от проказы. Спустя недолгое время в Едессу явился апостол от 70-ти святой Фаддей, который и крестил Авгаря и всех жителей города. Авгарь начертал на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", украсил его и установил в нише над городскими воротами.
Город был благочестив много лет. Но один из потомков Авгаря, тоже правивший Едессой, впал в идолопоклонство и повелел снять Образ с городской стены. Господь явился во сне Едесскому епископу и приказал скрыть Его изображение от варваров, что и было сделано. Прошло много веков. В 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу, и тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать замурованный Образ, чтобы прогнать врагов. Когда вскрыли нишу, где скрывалась икона, оказалось, что перед нею горит лампада, зажженная много столетий назад, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, тоже проступил Нерукотворный Образ. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персы бежали прочь. А в 944 году византийский император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в свою столицу и выкупил его у города, которым уже владели арабы – но они не препятствовали Христовой вере. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и его письмо Авгарю были перенесены в Константинополь и выставлены в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. Перенесение по новому стилю состоялось 29 августа. Образ, о котором гласит это предание, один из четырех известных Нерукотворных Образа Спасителя.
Дальнейшая судьба Нерукотворного Образа из Едессы смутна даже для церковников: то ли он уничтожен при крестовых походах, то ли перемещен в Геную. Однако считается, что Образ не раз давал с себя точные отпечатки. А исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе признается непреложным фактом. Образ стал чрезвычайно популярен в иконописи. Именно этот лик помещали на знаменах русских войск, дабы обратить их врагов в бегство.
Эта величественная история связана с Ореховым Спасом обычаем приносить в церковь и освящать орехи нового урожая – ведь они как раз к концу августа поспевают. Смысл этой традиции – в благодарности Богу за его щедрость, за природные дары. Часть урожая оставляют в храмах в качестве жертвы Богу. К слову, в тех регионах, где орехи не растут, последний Спас именуется Хлебным – и священники освящают хлебы, выпеченные из муки нового урожая. Есть и еще более редкое название: Холщовый Спас. К концу лета селянки успевали наткать полотна, которое по осени продавали на деревенских базарах. Ну, а встречающиеся определения "осенний" и "холодный" Спас в расшифровке не нуждаются: лето осталось позади, впереди дожди и холод.
Фото: commons.wikimedia.org/Владимир Лобачев
Конечно, в наши дни "ореховая" традиция частично теряет актуальность: далеко не все выращивают орехи и даже ходят за ними в лес. Проще купить орехи в магазине или на рынке. Однако, даже приобретая дары природы, необходимо помнить о том, что они в любом случае являются милостью Господней. Нужно благодарить Бога за то, что урожай вырос, а люди могут насладиться его вкушением. Поэтому посещение храма – обязательный ритуал сегодняшнего дня для верующих. Можно освятить хлеб и орехи, а потом устроить небольшое застолье в честь праздника. Строгий Успенский пост как раз накануне кончается. Но в трапезу обязательно включить хлеб, мед и орехи.
Крестьянская жизнь оставила нам целый ряд примет, приуроченных к Ореховому Спасу. Одна из них прямо связывает урожай орехов с урожаем хлеба в будущем году: чем обильнее один, тем богаче окажется и другой. Другая призывает следить за птицами, улетающими на юг: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров установятся морозы.
Среди традиций праздника – гадание на орехах. Церковь никогда не приветствовала гадания, тем не менее, они прочно вошли в пласт народной культуры. Наши предки загадывали желание и разламывали первый орех: годное спелое ядро означало исполнение задумки, гнилое или пустая скорлупа – увы. По первому расколотому в этом день ореху предсказывали и "характер" предстоящего года – будет ли он обильным и урожайным или принесет лишения и беды.
Еще крестьяне на Ореховый Спас ходили в баню. Угадайте, из какого дерева (или кустарника) веник они брали с собой?.. И, как ни странно, в отличие от большинства христианских праздников, в этот день люди должны были работать в саду и на огороде, собирать урожай. Отказ от этого сулил неприятности.
И, разумеется, на Ореховый Спас нельзя отказывать нуждающимся в помощи, говорить плохие слова, желать людям зла, затевать конфликты.