Указатель "Исток Дона". Фото Е. Сафроновой.
"Каким образом исток Дона оказался в Детском парке города Новомосковска Тульской области – или наоборот: парк оказался у истока?
Вспоминаю, что было двадцать лет назад, в августе. Этот парк я нашёл быстро: он сразу заявил о себе могучими деревьями. Оживлённо гуляли дети и взрослые; мелькал за тесно насаженными берёзами и лиственницами поезд детской железной дороги, звучала музыка из репродуктора. Под тополями, в безлюдной низине, тугим гребнем разбегалась и стремительно расширялась полоса тростниковой поросли. Размягченная сушь переходила в трясину, из трясины сочился ручеёк. За ним разливалось тёмное чистое озеро, обсыпанное лепестками ряски: первая плотина. А вторую плотину стилизовали под средневековую деревянную крепость с пушками. Плотины – уже без "крепостей" – стояли и дальше. Цепью бассейнов Дон, отражая богатую зелень, бежал к задворкам парка, исчезая под автодорогой.
Фото Е. Сафроновой.
Так я и рассказывал все эти двадцать лет: Дон начинается из болотца. Мне и в голову не приходило, что время идёт, всё давно уже по другому… Теперь об истоке Дона – ещё до входа в парк – заявляет серый валун, из-под которого бьёт струя; по выложенному булыжником и декоративными камушками руслу бежит ручеёк. То есть исток вынесли из парка на возвышение, ближе к скульптуре "Дон и Шат" (два голых мальчика-брата на конях: согласно легенде Шат – младший. И Шат и Дон, по старым сведениям, вытекали из Иван-озера).
Болотце – осталось в далёком прошлом: парк сразу начинается тесными торговыми павильончиками, детскими площадками. Но в остальном всё как будто бы неизменно; всё так же оживлённо, звучит музыка, совершает свой круговой рейс детский поезд. И бассейны на местах.
К деревянной крепости, словно принимая присягу, обращаются лица бравых богатырей с пиками: предводитель – на постаменте, за ним, в два ряда, восемь воинов стоят прямо в воде, не обращая на неё никакого внимания. У них столь несгибаемый вид, что сомнений в российской мощи не остаётся ни малейших.
Богатырская рать. Фото Е. Сафроновой.
В Новомосковске я провёл несколько майских дней, и Детский парк меня притягивал как магнит. Дубы по левой стороне ещё не успели опушиться зеленью, а вот берёзы по правую уже слегка закудрявились; но роща поредела: я помню её густой, а теперь – очень, очень много пеньков… За берёзовым пространством – лиственничная роща, такая же непомерно высокая; она завершает парк, где последний бассейн уже не столь ухожен, как его предшественники (видимо, на благоустройство не хватило денег). В нём, как мне рассказывали потом, не так давно ещё купались, а сейчас, если я правильно понял, засорилось дно.
Границу парка проводит автотрасса, и если через неё перейти – попадаешь в берёзовую рощу, обширную, но сквозную; и чтобы найти места поуединённей, нужно направиться по тропинке к оврагу, по обеим сторонам которого выстроились лиственницы – вымахавшие такими же огромными, как берёзы. Здесь ручеёк выглядит совсем бедновато: исполнив свою торжественную "парковую" роль, он уже не спешит – отдыхает в топком русле, но о том, что его движение не останавливается, говорит живописный пруд: к нему ведёт тропинка по-над оврагом. Вид хорош только на левую сторону: к правой подобрался прозаичный квартал из частных домов, который носит название "улица Урванка" – по ручью, который чуть ниже воссоединится с Доном. И тут возникает интересный вопрос: может быть, именно Урванка даёт начало Дону, а не родник в Новомосковске? Вопрос тонкий и достоин отдельного сюжета.
Река Урванка. Фото с facebook-страницы Эмиля Сокольского.
Близ Новомосковска, под высокими луговыми травами, сочится родник. Место заболоченное, ручейка не видать; но лишь к нему присоединяется Урванка – русло становится более-менее заметным, а потом и вполне отчётливым. Раньше, видимо, было наоборот: тот луговой ручей по своей живости не уступал Урванке; однако в географическом сообществе есть мнение, что исток Урванки и есть настоящий исток Дона. В границах города слегка увеличенный в размерах ручей – то есть истинный Дон – отгородили железнодорожной дамбой; он никак не может служить достопримечательностью для гостей города. Зато потом, у Бобрик-Горы, что неподалёку, можно видеть уверенную полноводную речку, которую уже не перепрыгнуть.
А что же с "истоком Дона" в Детском парке?
Исток Дона. Фото Е. Сафроновой.
В связи с началом строительства крупнейшего в России химкомбината в 1930 году был образован Сталиногорск (ныне Новомосковск), и местные власти решили: именно в городе с таким именем следует начинаться Дону! Пробурили скважину и облагородили место в рождающемся центральном парке. Однако засушливым летом 2003 года родник пересох. Пришлось спасать ситуацию: подвести к "историческому" месту водопроводную трубу. Так что исток Дона при новомосковском парке – символический. Но можно только порадоваться творческому освоению территории. Замечательный парк!"
От редакции: скульптурная композиция "Истоки Дона" установлена в Новомосковске в 2000 году. Его создатели – скульптор Смирнов и архитектор Сыромятников. Скульптура олицетворяет две реки – Дон и Шат, берущие начало поблизости. Истоки рек имеют в ширину по 20 сантиметров. Робкие ручейки двигаются от важной в транспортном отношении точки города Новомосковск. Мальчишки, оседлавшие коней, напоминают известную народную легенду о братьях – Доне и Шате. Предание гласит, что у Иван-озера (ныне – небольшое озеро в Епифанском районе Тульской области) было два сына: спокойный и послушный Дон и своенравный Шат. Однажды Шат обманом сбежал от старого отца, но Иван вовремя узнал об этом и "перехватил" непослушного сына. Шат убежал недалеко: речка впадает в реку Упу, протекающую через Тулу, правый приток Оки – а Ока впадает в Волгу, таким образом, Шат, порвавший с родней, уходит в волжский бассейн. А Дон за свое послушание и ласку получил награду: его подпитывают притоки, он растет и ширится и доходит до самого Азовского моря. Памятник мальчикам символизирует начало дальней дороги.
Памятник Дону и Шату. Фото Е. Сафроновой.
P.S. В тот момент, когда готовилась эта публикация, в редакции "Ревизора.ru" еще не знали о внезапной и скоропостижной смерти писателя Эмиля Сокольского. Он скончался прямо в новогоднюю ночь, сообщают его товарищи в facebook. Оторвался тромб... Мы выражаем глубокие соболезнования всем родным, близким и коллегам Эмиля и всем, кто любил читать его путевой журнал, казавшийся бесконечным... Невероятно жаль, что новый год начинается с такого драматичного известия.