"Ножницы". Убийство на глазах многочисленных свидетелей.
16 сентября 2024
"Чехов. Вишневый садъ. Нет слов!". Студия Театрального искусства. Режиссер Сергей Женовач.
16 сентября 2024
Будущие мастера оперной сцены
16 сентября 2024
Кукла по имени Лариса
16 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

14 августа 2024 15:35

"В деревне Бог живет не по углам…"

Святой источник бьет в глубинке Рязанской области.

Все фото автора.
Все фото автора.

Прозаик и журналист из Рязани Юлия Веревкина любезно предоставила "Ревизору.ru" своё эссе о путешествии в Шиловский район Рязанской области, сёла Лубонос и Занино-Починки. Оказывается, это не просто места удивительной нетронутой природы и тишины, но и точка на карте, где можно встретить Бога. О чём и гласит название, которое также можно считать эпиграфом: строчка Иосифа Бродского.

Однажды на Кавказе пожилая осетинка мне сказала: "Ты из Рязанской области? Это у вас там село Занино-Починки, где источник святой Параскевы?"

Сказать, что я обалдела, — ничего не сказать. Потому что Занино-Починки – довольно глухое село рядом с ещё более глухим селом Лубонос. И это мои самые родные места. В моём детстве мы с родителями ездили туда на лето. И воду из этого источника я пью буквально всю свою жизнь.



В общем, поразило меня, что в горах Кавказа про Починки знают.

Рассказала я эту историю подруге Маше. А она и говорит: "Как давно хочу туда поехать!" Опять удивление. Но раз так... Через три дня поехали.

Вообще главной целью поездки было попытаться защитить лес, который там нещадно вырубают уже несколько лет, — и, увы, пока похоже, что всё законно. Но как бы больно мне ни было видеть пеньки вместо моего самого родного леса, я сейчас не об этом. А о том, как это вообще – вернуться.

...Железный ковш, вода из родника сводит зубы. Счастье. Душица пахнет так, как только лубоносская душица пахнет. И тишина такая... лубоносская.



Иван Иванович, его дочь Юля и чай с мятой. Мы познакомились 15 минут назад, а с ними хорошо, как дома. В детстве, когда я ходила за хлебом в здешнюю пекарню, надо было каждой встречной бабушке рассказать, "чья" я. "Бычковых? А каких – с того конца или этого? А дом какой? А-а, рядом с этими... Внучка Нинкина или Женькина, дочка Юркина или Галькина? А-а... Ну, проходи, проходи"... Таких кордонов было много на пути, и я, городской ребёнок, их не особо любила. А сейчас с нежностью и гордостью сама подробно объясняю, кто я, чьих кровей. Иван Иванович понимающе, со знакомыми интонациями тянет: "А-а" – и мне приятно.



Они с Юлей провозят нас с Машей по родникам у речек, сливающихся в кольцо. Лес вокруг похож на джунгли, папоротник такой, что даёт тень, по деревьям что-то ползущее вьётся – ну прямо лианы. Всё не просто красиво – знакомо.

А потом на местную "Айпетрию" – так, оказывается, прозвали гору, которая образовалась, когда много лет назад здесь копали карьер (потом его забросили). В моём детстве она была совсем лысой – чисто камень, песок и удивительные следы окаменелых моллюсков, какие-то закостенелые колечки, из которых я делала браслеты и бусы. Вся эта бижутерия со временем затерялась, а такие же колечки я потом не раз видела в музеях. Надо же, им, оказывается, миллионы лет...



Сейчас я бы гору не узнала – она поросла уже взрослым лесом, напоминающим камнями среди сосен карельский. Наверху кто-то сложил сердечко из этих камней. Вид оттуда невероятный – на Морин, балку, поросшую густым лесом и имеющую собственное имя, и зелёное море вокруг.

Был уже, в общем-то, вечер, когда... "Вон мой дом!" – завопила я. Потом посмотрела на часы. Сказала, что не нужно заезжать, хорошо и так, издалека... Иван Иванович не слушал, свернул к дому.



...Как-то я поспорила с другом об одном российском художнике, который ради серии фотографий сжёг несколько заброшенных домов в вымершей деревне. Он считал, что это искусство, я – что это вандализм, жестокость, бесчувственность, святотатство и далее по списку. "Но ведь там всё равно никто не живёт!" – недоумевал мой друг. Он не понимал такой простой вещи, что старые дома живые. Иностранец, что с него взять.



...Иван Иванович прошёл первым. "Вот сюда можно встать, дальше провалишься", – помог встать на порог.

И я увидела место, где когда-то мы пили молоко с земляникой, читали вслух (телевизора не было!), зажигали керосинку, если отключали свет, спали под пологом, готовили на плитке. Диван, на котором мы со Светкой играли в карты, ещё стоит. Шкафчик, в котором всегда было что-то шоколадное, лежит на провалившемся полу. Над окном (занавески ещё висят) – маленькая бумажная икона: через то, что было главной комнатой, смотрит на меня Богородица.

Я потрогала печку. А кажется – себя семилетнюю, которая лезет с книжкой на лежанку и закрывается занавеской, чтобы стало совсем как в домике. Я и была тогда в домике.

Кольцо на входной двери. Касаешься – и как будто ждёшь, что откроется Нарния, где я сижу, прислонившись к шершавой нагретой солнцем этой же двери, смотрю на облака, на лес (может, опять заяц пробежит), на холм со зверобоем и душицей, и жду, когда мелькнёт наверху белая крыша папиной шестёрки: пятница, и он едет к нам с мамой на выходные...



Не буду сейчас пускаться в подробности, как же получилось, что такой чудесный дом оказался в таком плачевном состоянии, никому не нужный. Отделаюсь скучной взрослой фразой: так сложились обстоятельства.

Только дом всё равно нужный.
 
Возвращаться – это ведь не всегда про путь назад.

"Если я в чём-то сомневаюсь, я возвращаюсь к началу", Альбус Дамблдор. Вот. Цитата из классики.



А ещё в Лубоносе жил Бог. Во всяком случае, примерно так понимала ситуацию моя мама, когда была ребёнком. Она ходила с бабушкой на местное кладбище. Там в маленькой часовенке стояла деревянная статуя — говорят, XVII века, — изображавшая Христа в темнице. Бабушка открывала запиравшуюся на засов часовню со словами: "Здесь Бог!" Говорила эти слова она весомо, многозначительно, приподнимая палец, и маленькая мама чувствовала робость и благоговение.

Потом, уже после развала Союза, статую украли. Но Бог в Лубоносе, конечно, остался.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Исчезнувший Зарайск
"В деревне Бог живет не по углам…"
Российский союз туриндустрии проанализировал ситуацию в Дагестане

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть