Код Виктора Пелевина
11 августа 2020
Бешеные панды умирают стоя
8 августа 2020
Цикл "100 лет ужаса": как изменялся жанр хоррора в кинематографе на протяжении века
7 августа 2020
Есть ли жизнь в период запрета массовых мероприятий?
7 августа 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Ангельские глаза". 95 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского.

Его настоящая фамилия – Смоктунович. Его предки поляки переселились в Сибирь из Белоруссии в начале ХХ века.

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

Гениальный артист, самобытный стиль игры которого по сию пору находит своих подражателей, актёр-интеллектуал, актер-явление с оригинальной органикой и нестандартной выразительной внешностью, которому, кажется, было подвластно сыграть всё и огранить своим талантом роль любой величины от крошечного эпизода до Гамлета.

Его настоящая фамилия – Смоктунович. Его предки поляки переселились в Сибирь из Белоруссии в начале ХХ века. Поэтому родился Иннокентий в глухой сибирской деревне Татьяновка, тогда ещё Томской губернии. В суровые 30-е, во время голода, мальчик, появившийся на свет в многодетной семье, чудом выжил. Дед по матери был раскулачен, арестован и расстрелян. Отец актёра был мельником, которого также раскулачили, осудили на год лишения свободы и три года высылки. Дядя актёра был расстрелян в 1937 году.


Фото: soyuz.ru

Однажды взрослые поручили ему донести 30 рублей до церкви на ремонт алтаря. Всю дорогу Кеша боролся с искушением –  взять деньги себе. Но всё-таки поборол себя. Старушка в церкви сказала мальчику:  "Тебя будет хранить Бог, у тебя ангельские глаза ". Как рассказывал Иннокентий Михайлович, "если бы я их не отдал, я почти уверен, что меня не было бы живым на фронте".

Во время нападения фашистов на Родину Смоктуновский воюет на передовой, попадает в плен, но чудом спасается бегством. Уходит в партизанский отряд, который сливается с регулярными частями Красной Армии, и освобождает Варшаву, доходит до Берлина. Две боевые награды  "За отвагу" спасли его от лагерей, которые ожидали каждого побывавшего в плену. Смоктуновский так говорил о войне: "Не верьте, что на войне не страшно. Страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть свой животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь". 


Фото: my.mail.ru

Пророческими оказались слова старушки, которые он запомнил на всю жизнь. По воспоминанию артиста, именно  "глаза решили судьбу", когда он приступил к созданию роли князя Мышкина. Именно такие глаза и искал режиссер Большого драматического театра, Товстоногов, который потом скажет: "У вас не только глаза удивительные, но и дарование. А вот характер – тяжёлый". Действительно, репетируя князя Мышкина, артист настроил против себя почти всю труппу. Но после премьеры в 1957 году стало очевидно – театр открыл гения. В Ленинград на аншлаговый спектакль стали съезжаться люди из других городов, лишь бы воочию увидеть ту "магию", которую создает артист, ставший кумиром поколения.

Однако Мельпомена улыбнулась артисту далеко не сразу. Путь его на сцену и широкие экраны был тернист. Изначально – игра в провинциальных театрах: Норильск, Сталинград и Махачкала. В последнем его замечает чета Марковых. Римма Маркова уговаривает Смоктуновского переехать в Москву и буквально по всем театрам начинает "таскать" найденное дарование. Однако Иннокентий получает отказ за отказом. И дело даже не в отсутствии театрального образования, а в том, что в Москве Иннокентия никто не знал, хотя в провинциальных театрах им было сыграно более 40 ролей. Он жил на вокзалах, на лестничных проемах, голодал до обморока.


Фото: m.ru.delfi.lt

В итоге артиста принимают в театр Ленинского комсомола. В театре он не получает главных ролей, но находит главную любовь своей жизни – художницу по костюмам, Суламифь. Всю жизнь он будет ее ласково звать Соломкой.

"Автор Смоктуновского – моя жена", любил повторять Иннокентий Михайлович. И говорил, что любимая его роль – быть отцом и мужем.

Служил Иннокентий Смоктуновский и в других театрах – в Малом и во МХАТе. В Малый он был приглашен специально на главную роль в спектакль "Царь Федор Иоаннович". Во МХАТе он прослужил более двадцати лет. О его Иванове великий Эфрос писал так: "Смоктуновский играет "Иванова " необычайно глубоко. Собственно, на него только и смотришь в этом мхатовском спектакле. Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание — золото…"  Он не был актёром МХАТа в подлинном смысле этого слова – не умел шутить, рассказывать анекдотов, позволял подшучивать над собой. Однако играл самозабвенно. Одна из последних его работ в МХТ — "Возможная встреча", где Иннокентий Михайлович играл гения музыки Иоганна Себастьяна Баха.


Фото: yandex.ru

В кино он также был неотразим. Строгий следователь, воплощающий человеческую совесть, Порфирий Петрович и страховой агент, "блаженный" Юрий Деточкин, вдумчивый Чайковский и грозный царь Иван IV – эти персонажи стали классикой советского кинофонда.

Его портрет висит в Великобритании в ряду лучших Гамлетов мира. На репетициях картины Козинцева, как рассказывал великий актёр, он "позволил себе бестактность быть самим собой". Возможно, именно поэтому его Гамлет получился столь убедительным и столь неординарным, не похожим на других.

В последние годы своей жизни он пережил подряд три инфаркта. В тяжелые 90-е актёр не отказывался от ролей, как не отказывался от роли добытчика семьи. Смоктуновский принципиально не хотел делать выбор между кино и театром, разрываясь между съемочной площадкой и спектаклями. И как-то сказал пророческое: "И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии". Четвертый инфаркт организм великого артиста не выдержал. Иннокентий Михайлович скончался 3 августа 1994 года в Подмосковье, когда проходил реабилитацию после инфаркта. Именно на его похоронах появилась традиция провожать актеров в последний путь аплодисментами.


Фото: twitter.com

"Надо не играть, а постараться быть, жить в образе, попытаться открыть его внутренний мир, найти в жизни дорогу к самому себе, познать себя ", - делился своим актерским опытом Смоктуновский. И он действительно не играл, а жил на сцене и экране столь убедительно, что, глядя на него, понимаешь – он не просто создал свой неповторимый индивидуальный актёрский почерк, а сделал новый шаг, сказал новое слово в театральной летописи.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Код Виктора Пелевина
Михаил Юрьевич Лермонтов: интересные факты
Бешеные панды умирают стоя

В Москве

"Непокорные": в Рязани представят творчество участников знаменитой "бульдозерной выставки"
Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть