Выпускной концерт в "Геликон-опере"
3 июля 2025
Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»
2 июля 2025
Звонче жаворонка пение: в Казани завершился фестиваль флейты-пикколо
2 июля 2025
Подведены итоги XIX международного фестиваля «Зеркало»
2 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

30 апреля 2019 16:48

Фестиваль "Театральная стрелка" в Нижнем Новогороде: мастер-классы

Независимые театры съехались со всей России показать свое мастерство, а именитые гости проводят мастер-классы и читают лекции о современном театре

Фото: ЦТМ
Фото: ЦТМ

Один из них, известный московский театральный критик Алексей Киселев приехал на фестиваль в качестве спикера провести театральный ликбез. Людей действительно сведущих в театральных постановках не так и много, поэтому послушать "вести с молей" и разобраться в современном положении театральных вещей пришли несколько десятков заинтересованных нижегородцев.

Фестиваль "Театральная стрелка" взбудоражил культурную жизнь Нижнего Новгорода.

Всем известно, что театр, имея в виду классический в общем представлении, перестал существовать в своем первозданном виде. Да и делить театральные жанры только на трагедию, комедию и драму стало нелепо.
 
"Жанров больше нет!", — громко заявляет Алексей Киселев вначале своей лекции. "Но  существует большое многообразие форм", — продолжает свою речь, интригуя слушателя. Возвращаясь к истокам, театр зарождался как аллегория природных явлений и трудовых процессов. Это были народные празднества с элементами обрядовых танцев и песнопений. А если взглянуть на театр сегодня, сразу не разберешься, что к чему.

Фото: ЦТМ
 
Казалось бы, театр – это вид искусства, соединяющий другие виды искусства. Но такие определения  Алексей Киселев разносит как ледокол. Он считает, что человечество сейчас живет в то время, когда каждая теория опровержима, фаза постправды. Так же и с театром. Ни одно определение не является полным и верным, каждое можно подвергнуть сомнению и критике.

Так что же такое театр?!
 
"Театр создал человек, а человек создает себе подобного и подходящего. Театра – это некий бесполый человек, или способный менять пол с опорами на 2х ногах. Одна из опор – грусть, другая – радость. И балансируя между опорами, появляется трагедия, драма и комедия", — поясняет критик.
 
Что же касается российского театра, тут все сложнее. На российской сцене вообще отсутствует такой жанр как комедия, а постановки под грифом "комедии" не смешные, не грустные, просто странные.
 
"Российский театр – хмурый театр. Странно наблюдать, когда на сцене взрослые люди встают в какие-то нелепые позы, чтобы вызвать эмоции у зрителя. Сейчас вообще сложно найти в чистом виде комедии или только трагедию. Все где-то около. Хотя спектакль Дмитрия Крымова "О-й поздняя любовь" является примером блистательной комедии, что редкость".
 
Понятно, что театр должен вызывать эмоции. У него есть тело, голос, он может "говорить". И эти 3 выразительных средства  составляют некую модель из трех видов театра.

Фото: ЦТМ
 
Опера, когда при помощи голоса актеров человек рефлексирует. Зачастую мы не всегда понимаем пение артистов, и с помощью субтитров цепляемся за смысл. Используя только  вариативность голоса, его различные тембральности и силу звука, зритель ощущает всю полноту постановки, весь накал страстей.
 
Если передавать эмоции с помощью тела, безусловно, здесь побеждает балет. Как сказал Алексей Киселев, балет можно считать тем классическим театром, который был в 19 веке, потому что только  балетное искусство  сохранило свои "партитуры": музыкальные и пластические.
 
Остается слово. Кончено, театр драмы занимает здесь основную позицию. Алексей Киселев приводит в пример бразильские сериалы, когда правильная постановка слов может вызывать у зрителя неподдельные эмоции.
 
Когда собрана модель из выразительных средств, "человек-театр" идет "в мир". Это такой рефлексирующий субъект, который при взаимодействии с окружающей средой начинает выдавать свои "рефлексы" в самых разных вариантах. Эти варианты Алексей Киселев называет формами театра:
 
1. Театр кукол
2. Оперетта
3. Мюзикл
4. Современный танец
5. Цирк
6. Мультимедиа
7. Документальный театр
8. Stand-up
9. Театр художника
10. Постдраматический театр
11. Антитеатр
 
На лекции критик привел примеры к каждой из форм. Например, самый запоминающейся постановкой документального театра был спектакль шведской труппы "Rimini protokoll" - 100% Oslo. Все актеры – местные жители, которых отбирали по статистическим данным. По франшизе спектакль поставили в Воронеже на сцене Театра оперы и балета. Это совместный проект Платоновского фестиваля искусств и театральной компании "Rimini protokoll".

Самый интересный спектакль антитеатра – "Молчание на заданную тему" независимого проекта "ТЕАТР.doc", когда актеру в начале спектакля дают тему и на протяжении 60 минут он и зрители в зале молчат. Это не шутка! В аннотации к спектаклю написано: "Мы предоставляем зрителю остродефицитный товар – молчание".  
 
Во время лекции Алексей Киселев отвечал на вопросы присутствующих о будущем театра, о том, что смотреть и как понимать. Из услышанного можно сделать несколько выводов:
 
Театр в целом ждут изменения. Уже сегодня независимые театры с "кухонных форматов" переходят на большие площадки и становятся более популярными, чем зависимые государственные учреждения.  Появляются новые талантливые режиссеры, которые могут вывести "российский театр" на мировой уровень.

Фото: ЦТМ
 
Насмотренность играет ключевую роль в понятии театральной жизни не только России, но и мира в целом. Критик посоветовал съездить в Эдинбург на международный театральный фестиваль, где на каждом углу происходят действа, можно стать героем постановки или просто посмотреть спектакли мировых коллективов.
 
Справка

Алексей Киселёв

Театральный критик и театровед.

Окончил театроведческий факультет ГИТИС в 2011 году.

Программный директор фестиваля "Золотая маска".
Главный редактор издательства Яндекс "Я в театре".
Куратор фестиваля "Форма".

Автор статей в популярных изданиях "Афиша", "Афиша-Daily", "КРОТ", "Ведомости", "Театр", "Петербургский театральный журнал", "Esquire" и др.
Читает лекции о театре прошлого, рассказывает о современном положении театра и его перспективах.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»
Выпускной концерт в "Геликон-опере"
Звонче жаворонка пение: в Казани завершился фестиваль флейты-пикколо

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
Вчера 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть