"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

30 апреля 2019 16:48

Фестиваль "Театральная стрелка" в Нижнем Новогороде: мастер-классы

Независимые театры съехались со всей России показать свое мастерство, а именитые гости проводят мастер-классы и читают лекции о современном театре

Фото: ЦТМ
Фото: ЦТМ

Один из них, известный московский театральный критик Алексей Киселев приехал на фестиваль в качестве спикера провести театральный ликбез. Людей действительно сведущих в театральных постановках не так и много, поэтому послушать "вести с молей" и разобраться в современном положении театральных вещей пришли несколько десятков заинтересованных нижегородцев.

Фестиваль "Театральная стрелка" взбудоражил культурную жизнь Нижнего Новгорода.

Всем известно, что театр, имея в виду классический в общем представлении, перестал существовать в своем первозданном виде. Да и делить театральные жанры только на трагедию, комедию и драму стало нелепо.
 
"Жанров больше нет!", — громко заявляет Алексей Киселев вначале своей лекции. "Но  существует большое многообразие форм", — продолжает свою речь, интригуя слушателя. Возвращаясь к истокам, театр зарождался как аллегория природных явлений и трудовых процессов. Это были народные празднества с элементами обрядовых танцев и песнопений. А если взглянуть на театр сегодня, сразу не разберешься, что к чему.

Фото: ЦТМ
 
Казалось бы, театр – это вид искусства, соединяющий другие виды искусства. Но такие определения  Алексей Киселев разносит как ледокол. Он считает, что человечество сейчас живет в то время, когда каждая теория опровержима, фаза постправды. Так же и с театром. Ни одно определение не является полным и верным, каждое можно подвергнуть сомнению и критике.

Так что же такое театр?!
 
"Театр создал человек, а человек создает себе подобного и подходящего. Театра – это некий бесполый человек, или способный менять пол с опорами на 2х ногах. Одна из опор – грусть, другая – радость. И балансируя между опорами, появляется трагедия, драма и комедия", — поясняет критик.
 
Что же касается российского театра, тут все сложнее. На российской сцене вообще отсутствует такой жанр как комедия, а постановки под грифом "комедии" не смешные, не грустные, просто странные.
 
"Российский театр – хмурый театр. Странно наблюдать, когда на сцене взрослые люди встают в какие-то нелепые позы, чтобы вызвать эмоции у зрителя. Сейчас вообще сложно найти в чистом виде комедии или только трагедию. Все где-то около. Хотя спектакль Дмитрия Крымова "О-й поздняя любовь" является примером блистательной комедии, что редкость".
 
Понятно, что театр должен вызывать эмоции. У него есть тело, голос, он может "говорить". И эти 3 выразительных средства  составляют некую модель из трех видов театра.

Фото: ЦТМ
 
Опера, когда при помощи голоса актеров человек рефлексирует. Зачастую мы не всегда понимаем пение артистов, и с помощью субтитров цепляемся за смысл. Используя только  вариативность голоса, его различные тембральности и силу звука, зритель ощущает всю полноту постановки, весь накал страстей.
 
Если передавать эмоции с помощью тела, безусловно, здесь побеждает балет. Как сказал Алексей Киселев, балет можно считать тем классическим театром, который был в 19 веке, потому что только  балетное искусство  сохранило свои "партитуры": музыкальные и пластические.
 
Остается слово. Кончено, театр драмы занимает здесь основную позицию. Алексей Киселев приводит в пример бразильские сериалы, когда правильная постановка слов может вызывать у зрителя неподдельные эмоции.
 
Когда собрана модель из выразительных средств, "человек-театр" идет "в мир". Это такой рефлексирующий субъект, который при взаимодействии с окружающей средой начинает выдавать свои "рефлексы" в самых разных вариантах. Эти варианты Алексей Киселев называет формами театра:
 
1. Театр кукол
2. Оперетта
3. Мюзикл
4. Современный танец
5. Цирк
6. Мультимедиа
7. Документальный театр
8. Stand-up
9. Театр художника
10. Постдраматический театр
11. Антитеатр
 
На лекции критик привел примеры к каждой из форм. Например, самый запоминающейся постановкой документального театра был спектакль шведской труппы "Rimini protokoll" - 100% Oslo. Все актеры – местные жители, которых отбирали по статистическим данным. По франшизе спектакль поставили в Воронеже на сцене Театра оперы и балета. Это совместный проект Платоновского фестиваля искусств и театральной компании "Rimini protokoll".

Самый интересный спектакль антитеатра – "Молчание на заданную тему" независимого проекта "ТЕАТР.doc", когда актеру в начале спектакля дают тему и на протяжении 60 минут он и зрители в зале молчат. Это не шутка! В аннотации к спектаклю написано: "Мы предоставляем зрителю остродефицитный товар – молчание".  
 
Во время лекции Алексей Киселев отвечал на вопросы присутствующих о будущем театра, о том, что смотреть и как понимать. Из услышанного можно сделать несколько выводов:
 
Театр в целом ждут изменения. Уже сегодня независимые театры с "кухонных форматов" переходят на большие площадки и становятся более популярными, чем зависимые государственные учреждения.  Появляются новые талантливые режиссеры, которые могут вывести "российский театр" на мировой уровень.

Фото: ЦТМ
 
Насмотренность играет ключевую роль в понятии театральной жизни не только России, но и мира в целом. Критик посоветовал съездить в Эдинбург на международный театральный фестиваль, где на каждом углу происходят действа, можно стать героем постановки или просто посмотреть спектакли мировых коллективов.
 
Справка

Алексей Киселёв

Театральный критик и театровед.

Окончил театроведческий факультет ГИТИС в 2011 году.

Программный директор фестиваля "Золотая маска".
Главный редактор издательства Яндекс "Я в театре".
Куратор фестиваля "Форма".

Автор статей в популярных изданиях "Афиша", "Афиша-Daily", "КРОТ", "Ведомости", "Театр", "Петербургский театральный журнал", "Esquire" и др.
Читает лекции о театре прошлого, рассказывает о современном положении театра и его перспективах.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть