Фото: Театральный центр “На Страстном”
Проект, в первую очередь, просветительский. Семинары, лекции и мастер-классы от ведущих мультимедиа компаний, педагогов Школы-студии МХАТ и практиков известных театров дают участникам широкий профессиональный бэграунд. Как в виртуальной реальности создать макет сценической площадки? Как встроить в него имеющиеся декорации? Или с помощью 3D-визуализации в специальных очках дать режиссеру возможность увидеть на существующей сцене, как в компьютерной игре-симуляторе, еще не существующий спектакль – со всем светом, звуком и сценографией. В европейских театрах эти вопросы уже давно не вызывают удивления. А вот российские технические директора, выезжая на гастроли и принимая зарубежных коллег у себя, нередко оказываются некомпетенты. За 17 дней проекта завпосты, световики, звукорежиссеры и специалисты других технических служб региональных театров если не всецело овладеют, то хотя бы узнают о существовании передовых технологий и вариантах коммуникации с ними.
“Знания и навыки, которые получают участники проекта, позволяют им подняться до уровня со-творцов спектакля, а не просто оставаться обслуживающим сервисом в театре. То есть “Театральное ПТУ” воспитывает технических директоров и завпостов как отдельный профессиональный класс. Как воспитывают актерскую группу, к примеру, – отмечает директор ТЦ “На Страстном” Михаил Пушкин.
– Проект двухступенчатый: летом – больше теории; зимой – “реальный практикум”. Так в прошлом году зимний практический курс для завпостов из регионов проводила команда Роберта Уилсона. И сейчас, после двух сессий проекта, мы можем говорить о том, что, хотя бы в 40 театрах страны уже есть “прокаченные” до европейского уровня технические специалисты”.
Фото: Полина Акимова
Ещё одна уникальность “Театрального ПТУ” – в возможности сразу же на деле проверить полученные знания. Так, к примеру, современное световое оборудование участники будут изучать в процессе экскурсии по светотехническому комплексу и знаменитым мастерским Большого театра. Да и все лекции проекта имеют сугубо прикладной характер и проводятся успешными практиками театрального процесса. Об адаптации спектаклей к гастрольной деятельности расскажет технический директор Международного фестиваля NET Кирилл Носырев. Технический директор питерского Малого драматического театра (МЛТ-Театр Европы) Нил Бахуров продолжит эту тему на конкретном примере: как адаптировался к показу на фестивале “Золотая Маска” этого года спектакль Льва Додина “Гамлет” (который, кстати, “Золотую Маску” и получил).
Ведущие специалисты мировых мультимедиа брендов, а также художник по свету Евгений Ганзбург, художник-сценограф Лариса Ломакина, декан факультета сценографии Школы-студии МХАТ Ольга Неволина и многие другие проведут для участников Школы завпостов интенсивный ликбез. Тематика всеохватывающая: от подбора кадров в постановочную часть, правовой базы и паспортизации спектаклей – до обзора новых материалов сценического дизайна и организации театральных мастерских.
Примечательна и ещё одна деталь: те, кто не попал в число 25 счастливчиков после конкурсного отбора, могут стать вольнослушателями проекта. Программа открытых лекций и условия регистрации – на сайте Театрального Центра СТД РФ http://nastrastnom.ru/projects/teatralnoe-ptu/, а также в сообществе “Театральное ПТУ” на фейсбуке
https://www.facebook.com/teatralnoe.ptu/. Повышение квалификации каждого участника будет документально засвидетельствовано – завпосты вернутся в родные театры с сертификатами Союза театральных деятелей РФ.
Фото: Полина Акимова
Не удивительно, что за недолгий срок своего существования Школа завпостов уже дважды получила Президентский грант, как одна из самых успешных образовательных программ в сфере театра. В грандиозных планах проекта – создание глобального интернет-портала “скорой помощи” техническим службам театров и международные стажировки сотрудников из региональных театров на европейских фестивалях.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом “ПОКРОВ”.