Инициатор всероссийского форума ВИДЕТЬ МУЗЫКУ – Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Гости из славного города Рязани привезли на Всероссийский смотр свою премьеру 2023 года, показанную на родной сцене в преддверии Дня России. И это тоже было весьма символично. Необычный жанр оперы-символа и её тематика предполагает значительный масштаб сочинения. Безусловно, для сравнения приходит на ум одноимённая прокофьевская кантата. Одноактное сочинение же Вячеслава Лопухова (музыка и либретто) в соавторстве с Анной Снежной длится всего полтора часа. Но рязанская версия - это как раз тот случай, когда малыми средствами осуществлён высокий коэффициент творческого действия. Все средства направленно работают на эффект сценической фрески.
При отсутствии реальных декораций грамотно подобранные по смыслу и цветовой гамме картины видеодекораций создали эпический размах, многолюдность, широту зрительскому восприятию. На сцене, судя по всему, присутствовала вся оперно-балетная труппа театра. Но небольшим числом, умело меняющимися перестановками участников мизансцен была достигнута большая пластика пространства и визуальное увеличение присутствующих артистов. Все эпизоды сознательно заполнялись танцевальными номерами. Сценическое повествование пропевалось и протанцовывалось.
Символизм происходящего на сцене проявился и в исторических костюмах (художник-постановщик Ирина Носова, художник по костюмам Ирина Ченчикова), отсылающих зрителя к полотнам великих русских художников. Горит на солнце кольчуга легендарных древнерусских витязей, княжеские красные накидки развеваются на ветру Ледовой сечи. Девичьи и женские одеяния, скомороший наряд, одежда горожан будто пришли из новгородских былин.
Музыка произведения сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, оперными ариями. Элементы мюзикла, хор a capella, современная стилистика хореографии предлагают некий синтез жанров. Струнный состав камерного оркестра, две электрогитары, ударная установка, два синтезатора указывают на оперу-мюзикл. Музыкальная форма состоит из 20 номеров с поэтическими названиями, например, "Канон покоянный", "Плач о радости", "Русь Триединая" и, конечно, согласно месту действия, "Господин Великий Новгород", "Новгородское вече". У Александра Невского (Сергей Головкин) и хана Сартака (Станислав Грязнов) есть "официальные" арии с большим диапазоном аж в две октавы. Имеются женские сольные номера в "Молитве жены Невского Александры" (Марина Головкина) и соло в "Плаче о радости" (Алена Силивестрова).
В драматургии органично переплетаются линии главных героев высокого звания и эпизодических персонажей из народа. Калики перехожие, Сокольничий Егорий, Скоморох бытописуют и оттеняют трагические события нашествия тевтонских рыцарей. Образно поставленные номера "Молитва Александры" (со свечами и женским балетом), пожара в Новгороде перед Картиной битвы являются, в том числе, заслугой и хореографа Дарьи Захаровой.
Лирическая сцена Князя и Княгини в дуэте-расставании перед Ледовым побоищем произвела красивое впечатление по причине внешней стати обоих исполнителей, облачённых в картинные костюмы и головные уборы.
В целом, спектакль "Александр Невский" Рязанских гастролёров положительно подействовал на чувство гордости великороссов, особенно полезное для нынешнего младого племени русичей. Живой урок истории преподал коллектив театра фестивалю ВИДЕТЬ МУЗЫКУ-2024.