"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
22 мая 2019
Сказка о Золушке, приключения Синдбада и странствия Синухеты
22 мая 2019
"Нано-опера", день второй, тур первый.
21 мая 2019
Читать – модно! Обзор новинок художественной прозы для молодёжи
21 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Балет "Путешествия Гулливера" в театре им. Наталии Сац

Одна из самых интересных премьер фестиваля "Черешневый лес — балет "Путешествия Гулливера" театра им. Н. И. Сац, масштабная яркая постановка, в которой классика встречается с новаторством, а старина – с современностью

Фото: пресс-служба Детского музыкального театра им. Н. И. Сац
Фото: пресс-служба Детского музыкального театра им. Н. И. Сац

Впечатления от премьеры разнообразные – от детского восторга, вызванного отдельными находками режиссёра, до вполне взрослого недоумения другими находками. Но тем интереснее смотреть спектакль и говорить о нём.

В основе сюжета – история Гулливера, которая рассказана, конечно, не в сатирическо-публицистическом духе, свойственном произведению, а пересказана в виде отдельных ярких эпизодов. И если в первой части акцент в первую очередь всё-таки на главных сюжетных эпизодах Свифта (победа над флотом Блефуску, заговор лилипутов против Гулливера), то во второй части самые яркие эпизоды – это битва с осами и мухами (отнюдь не ключевая сцена в романе), а также финал, целиком придуманный композитором и автором либретто Алексеем Лариным и блестяще воплощённый хореографом Кириллом Симоновым.

Фото: пресс-служба Детского музыкального театра им. Н. И. Сац

Центральной темой произведения Алексей Ларин и Кирилл Симонов сделали разлуку Гулливера с семьёй, и в балете то и дело снова и снова появляются жена Гулливера и двое детей, и звучит музыкальная тема семьи Гулливера. Это узнаваемая, несложная, но щемящая мелодия, которая старшему поколению, возможно, напомнит саундтреки к советским фильмам. И сцены, где Гулливер встречается в своих фантазиях с семьёй – самые выстроенные, самые продуманные. Правда, время от времени возникает, как и во всех остальных сценах, ощущение, что постановщики спектакля обнаружили, что помимо стандартных декораций и бутафории есть ещё миллион возможностей обозначить пространство и время, и прямо не знают, за что хвататься. Поэтому в спектакле множество великолепных мультимедийных решений, но их так много, что где-то к середине уже хочется, чтобы режиссёр остановился на чём-то одном. Позади сцены огромный экран, и на нём то море, просто снятое на плёнку, то страна Лилипутия, больше всего напоминающая компьютерную игру, то во всю высоту сцены танцующие и (почему-то) голые ноги Гулливера (в то время как на сцене все, включая его, одеты). В лирических сценах с семьёй, помимо актёров, на сцене зачем-то появляются компьютерные члены семьи Гулливера, что в сочетании с последующими реально снятыми Гулливером и великанами выглядит странновато. На экране, вырезанном в виде силуэта Гулливера, он, изображённый, как на гравюре, поглощает коров и свиней в Лилипутии. Вообще, Гулливер – крайне разнообразное существо в спектакле: помимо солиста на сцене он же – в виде голых ног на экране, он же – лицо, тоже во всю высоту экрана (уже расхождение в пропорциях с более ранними ногами), он же – надувная кукла на берегу моря (совсем небольшая и очень условная), он же – гравюра на экране… Отдельно хотелось бы упомянуть сапоги Гулливера. Момент, когда их выкатывают на сцену – прекрасно сделанные надувные сапоги во всю высоту сцены – один из трёх в продолжение спектакля, когда зал дружно ахает в голос. Тем обиднее, что они на сцене находятся всего несколько минут и фактически никак не обыгрываются.

Фото: пресс-служба Детского музыкального театра им. Н. И. Сац

Второе действие явно более цельное, и с точки зрения привлекательности для маленьких зрителей, безусловно, более выигрышное. Начинается оно с обзора путешествий, где побывал Гулливер, видимо, в поисках семьи, и герои в условно национальных костюмах (Индия, Япония), танцуют вместе с Гулливером свои партии. На экране сзади – пейзажи, объясняющие, где находится герой, плюс, разумеется, музыка подсказывает правильный ответ. Всё вместе создаёт прекрасные и яркие картинки, логично укладываясь в прелюдию к очередному сказочному путешествию. И точно – Гулливер оказывается на столе у великанов. На экране – великаны: обыкновенные люди за обедом (великолепная работа режиссёра съёмок!), которые с брезгливым недоумением рассматривают Гулливера, стоящего перед ними на сцене-столе, рядом с гигантскими тарелками, и в воздухе, соединяя их, висит вилка.

Ещё два эпизода, где постановщики, костюмеры, бутафоры, декораторы и композитор совместно добились больших успехов – это битва Гулливера с мухами и осами. Осы с пиками – вне всяких похвал, даже небалетные дети перестали болтать ногами и шуршать бумажками. В отличие от эпизода из первого действия с собранием лилипутов, решающих ослепить Гулливера, который без либретто в руках совершенно не понятен, скучен и требует дополнительных пояснений свистящим шёпотом, эта история была очевидна и без слов: великанские осы из великанской страны атакуют Гулливера, а он отбивается от них с помощью гигантских кусков сахара. Болели за Гулливера всей семьёй, переживали за него.

Фото: пресс-служба Детского музыкального театра им. Н. И. Сац

И вот наконец Гулливера спасают (не скажу, как, но это очень здорово, дети ахают и смеются), и он летит домой, но… вместо привычной старой Англии он оказывается в совершенно неожиданном и не понятном для него месте. Это самая яркая и неожиданная часть балета – последняя сцена, аэропорт. И это третий эпизод, когда публика ахает, видя мгновенное и необыкновенное преображение сценического пространства.

Аэропорт воссоздан с такой тщательностью, настолько хорошо реализован, что весь остальной спектакль на его фоне кажется затянутым предисловием к нему. Безусловно, это самая удачная и самая продуманная часть балета. Никогда бы не подумала, что можно так здорово станцевать аэропорт! Великолепны балетные номера – как групповые, так и сольные.

Фото: пресс-служба Детского музыкального театра им. Н. И. Сац

Отдельно хочется сказать о костюмах в аэропорту. Стюардессы и пилоты танцуют в стандартной форме стюардесс и лётчиков, лишь слегка изменённой для танцевальных задач. Вполне узнаваемы стюардессы "Аэрофлота" и "Эмирейтс". Великолепны и пассажиры: старики, взрослые, дети, хасиды с пейсами, женщины в хиджабах и так далее. На контрасте с лилипутами, которые танцуют во вполне нейтральных, однообразных и не запоминающихся костюмах, участники сцены в аэропорту выглядят просто великолепно.

Фото: пресс-служба Детского музыкального театра им. Н. И. Сац

Итог: очень интересный, многогранный, неровный спектакль, на который надо идти в том числе с детьми, которых хочется увлечь балетом, чтобы показать им, что балет – это современное и очень выразительное искусство, которое способно без слов рассказать в том числе и о том, что окружает нынешних детей. Ведь для большинства из них, безусловно, балет – это сказка, история или о чём-то волшебном, или настолько давнем, что оно никак не может иметь отношения к сегодняшнему дню, и вдруг ребёнок видит абсолютно узнаваемый, но благодаря средствам театра ставший немного сказочным аэропорт, в котором есть даже движущаяся лента с багажом! Ради этого восторга узнавания, ради потрясающе смелого внедрения давнего и хорошо знакомого героя в современный мир, безусловно, стоит сходить на "Путешествия Гулливера". И спасибо авторам за эту смелость и кураж, который ощущается в каждой сцене, каждом эпизоде.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
Что почитать детям? Обзор новинок детской художественной литературы
Сказка о Золушке, приключения Синдбада и странствия Синухеты

В Москве

"Нано-опера", день второй, тур первый.
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
Открытие IV Международного конкурса оперных режиссёров "Нано-опера"
Новости театра
Рязанский театр драмы вернулся из Тамбова с регалиями
Вчера 15:30
Лариса Луппиан официально стала худруком Театра имени Ленсовета
Вчера 15:00
С 28 мая по 5 июня в Москве пройдёт III международный фестиваль театральных школ стран БРИКС
21 мая 17:00
В Московском академическом театре им. Вл. Маяковского 21 и 22 мая пройдут премьерные показы спектакля "Московский хор"
21 мая 0:00
Театр на Малой Бронной представит одну из известных сказок Оскара Уайльда - "Кентервильское Привидение"
18 мая 0:00
В чеховском фестивале примет участие театр из Челябинска
18 мая 0:00
ХХ международный театральный фестиваль "Мелиховская весна-2019" открывается 18 мая
17 мая 18:00
Лариса Луппиан, супруга Михаила Боярского, назначена художественным руководителем театра имени Ленсовета
17 мая 12:19
18 мая МОГТЮЗ представляет премьеру - спектакль "Маленький Принц"
17 мая 11:15
Прощание со спектаклем. 11 и 12 июня в Театре Наций пройдут последние представления музыкального перформанса "Я говорю, что люблю тебя"
16 мая 15:07
В Театре "Школа драматического искусства" стартовала программа Дебют в #ШДИ
15 мая 15:12
В день рождения Михаила Булгакова на сцене МХТ им. А.П. Чехова состоится премьера спектакля "Бег"
15 мая 0:00
В МХАТ им. М. Горького началась работа по реконструкции легендарного спектакля "Синяя птица"
14 мая 15:37
13 мая в 14:00 на Цветном бульваре состоится открытие выставки в рамках XIV международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
13 мая 11:38
17 мая в театре "Ромэн" пройдёт юбилейный вечер Екатерины Жемчужной
13 мая 11:22
Не стало актрисы Малого театра Нелли Корниенко
10 мая 23:29
Министерство культуры наградило главного редактора портала Ревизор.ru Дениса Кириса
8 мая 16:34
Скандал в Театре на Малой Бронной: ушла Настасья Самбурская
8 мая 14:09
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть