Прости, мама, я стану библиотекарем
28 мая 2024
Столичная Алексеевская больница отметила 130-летие
28 мая 2024
Вечная мерзлота, кентавры и Петр Лундстрем
28 мая 2024
Креативные ульяновцы представили на РКН-Музыка свои успешные культурные проекты
28 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

12 октября 2023 13:48

"Бесприданница" из "города невест"

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото предоставлены автором
Все фото предоставлены автором

Ивановский музыкальный театр привез на VIII фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку", проводимый Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке отечественного Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, мюзикл Ефрема Подгайца "Бесприданница".

Ивановский музтеатр – традиционный гость фестиваля "Видеть музыку": он участвовал почти во всех смотрах, регулярно привозя на суд столичной публики и критики свои мюзиклы. На этот раз коллектив показал в Москве спектакль "по случаю" - одна из самых известных пьес А. Н. Островского, юбиляра этого года (200-летие!), предстала в омузыкаленном виде на сцене Культурного центра "Меридиан".



Несмотря на то, что наследие Островского огромно, на музыку из него положено не так уж и много. Возьмём, к примеру, оперу. Абсолютный шедевр, пожалуй, вообще только один – "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова. Другой великий русский композитор, П. И. Чайковский, с творчества Островского начинал свой путь оперного мастера – его первая опера "Воевода" интересна, но сильно уступает последующим его сочинениям. Есть оперы русских классиков второго ряда – "Вражья сила" А. Н. Серова, "Сон на Волге" А. С. Аренского, "Гроза" В. Н. Кашперова. Нельзя, конечно, не вспомнить о дальнем зарубежье – о "Кате Кабановой" Л. Яначека: быть может, только она и равновелика корсаковской "Снегурочке", и при этом – представляет собой явное исключение, поскольку на Западе Островский никогда не привлекал к себе такого внимания как Достоевский или Чехов.



"Бесприданнице", можно сказать, в музыкальном театре повезло. Хотя опера по ней написана всего одна, да и то не самая известная – в 1950-х годах ленинградским композитором Даниилом Френкелем (после мировой премьеры в МАЛЕГОТе через 60 лет ее возобновил Красноярский театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского в конце прошлого года), зато есть балет Александра Фридлендера и целая череда мюзиклов наших современников – Александра Кулыгина, Юрия Лазаря, Владимира Баскина.



Ивановцы остановили свой выбор на сочинении по этому сюжету известного московского композитора Ефрема Подгайца. Он написал свою "Бесприданницу" в 2014 году на либретто Льва Яковлева – тогда же ее мировая премьера прошла в Магадане, два года назад свою версию сделали в Новосибирске (этот спектакль гости на фестивале "Видеть музыку" прошлого года), а теперь за нее взялись в "городе невест". Подгайц широко известен своими хоровыми сочинениями и опусами для музыкального театра, адресованными, прежде всего, детской аудитории – на нынешнем фестивале московская публика могла посмотреть его "Алису в Зазеркалье" (ее привозил петербургский театр "Зазеркалье"). В репертуаре столичного Театра Сац есть его оперы "Дюймовочка" и "Повелитель мух", другие сочинения. Премьера "Дюймовочки" в новой редакции (более оперной, нежели исходный вариант в Москве) только что прошла в театре "Урал Опера Балет".



Те, кто знаком с творчеством Подгайца и хорошо знает его неповторимый музыкальный язык, по мнению многих музыковедов, продолжающий прокофьевскую традицию русской музыки, были немало удивлены тем, насколько иным предстал композитор в жанре мюзикла. От привычных изысканности и ритмической и гармонической изобретательности не осталось и следа – все просто, демократично, "попсово": словом, настоящий мюзикл для народа. Наиболее интересными показались лирические фрагменты партитуры, а наиболее демократическими – танцевальные, прежде всего связанные с образом цыганского табора.



Дирижер Дмитрий Щудров и возглавляемый им оркестр сумели насытить яркими красками эту кажущуюся простоту партитуры, маэстро выстроил качественный звуковой баланс между певцами и инструментальным коллективом. Из артистов-вокалистов первое место стоит отдать Игорю Демину – его Карандышев оказался бесспорным центром всего повествования, актеру удалось создать выпуклый и противоречивый образ мелкого и обиженного героя. Неплохо исполнили свои партии Максим Галенков (Кнуров) и Наталия Леляева (Лариса), а Ольга Наянова запомнилась тонкой актерской игрой в образе расчетливой старухи Огудаловой. Слабоватым вышел образ Паратова у Сергея Андреяненкова – совсем не роковым мужчиной, а Павел Доронин (Вожеватов) огорчал полусамодеятельным вокалом.



Постановка Антона Лободаева и его команды (сценограф Валентина Новожилова, балетмейстер Елена Рыжова и др.) иллюстративна и понятна любому зрителю – все действие разворачивается на набережной Волги, у белоколонной беседки-ротонды, во все зеркало сцены на заднике спроецирован поэтический вид великой реки. Буйные цыганские пляски заметно оживляют спектакль, но есть в нем и своего рода изюминка – пьеса начинается сразу с финальной сцены, когда Карандышев грозит револьверам всем присутствующим и еще не совсем понятно, кто станет его жертвой: эта сцена будет повторена в конце, но уже с известным разрешением драматической коллизии. Таким образом, режиссер выстраивает арку, перекинутую через весь спектакль, что придает несколько дидактическому действу черты классической постановки.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Толерантность или сознательное сокращение детей?
Прости, мама, я стану библиотекарем
Столичная Алексеевская больница отметила 130-летие

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть