Первым спектаклем питерского режиссера Анатолия Морозова на ульяновской сцене стала комедия Островского “Таланты и поклонники”. Теперь же отец худрука театра Сергея Морозова решил рискнуть по-крупному и обратился к заигранной телевидением “Безымянной звезде”. Между ульяновской постановкой и экранизацией одноименной пьесы Михаила Себастьяна от Михаила Козакова с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской можно найти даже не десять, а гораздо больше отличий.
Нынешняя постановка Морозова-старшего в Ульяновске скорее дань памяти спектаклю полувековой давности во МХАТе, где главную мужскую роль учителя Мирою играл позабытый сегодня, но талантливый актер Юрий Кольцов. Эту роль, что немаловажно, он сыграл уже на излете карьеры, был не таким молодым и красивым, как телегерой Костолевского. И для новой сценической версии Анатолий Морозов тоже искал актера в годах. Нашел в ульяновском драматическом местного премьера, заслуженного артиста Владимира Кустарникова.
Владимир Петрович, ранее поднаторевший преимущественно в комедийных ролях охотно и не без удовольствия теперь торит мелодраматический путь с креном в некую трагедийную безысходность. Его Марин Мирою не взрослеющий романтик, но человек, проживший жизнь и набивший свои шишки. Он – уходящая натура в предлагаемом жизненном пространстве. Но должен успеть сделать свое главное Открытие в этом мире.
Под стать Кустарникову и Мона в аккуратном исполнении с внутренне фонтанирующей парадигмой Юлии Ильиной. Исполнителей главных ролей не оттеняют выходящие на сцену в ролях второго плана мастера ульяновской сцены: заслуженные артисты России Ирина Янко (мадемуазель Куку) и Михаил Петров (Удря), Фарида Каримова. Великолепен в своих эпизодических появлениях на сцене каждый из молодых актеров – от Виталия Злобина (Паску) до Надежды Ивановой (гимназистка Земфиреску). Новый спектакль состоялся во многом благодаря отточено-филигранной работе сценографа. Художник неоконченной симфонии, как определил жанр спектакля режиссер, заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь, эмигрировавший пару лет назад вместе с труппой театра из военного Луганска в Ульяновскую область, сделал смысловой доминантой сценографии рельсы, уходящие в никуда.
Впрочем, для Анатолия Афанасьевича Морозова эта символика имеет иное особое значение. Это рельсы в свою собственную судьбу, какой бы она ни была. Важно в этой судьбе попробовать не потерять свое человеческое достоинство. И не принципиально, окажешься ты в первом вагоне или сможешь уже на ходу догнать и заскочить в последний. Главнее понять, какой поезд пропустить, а на каком обязательно ехать. Потому что поезд – судьба, профессия, женщина, с которой пройдешь свой путь… И вместе с тем, поезд, привозящий главную героиню из столицы в маленький захолустный румынский городок – монстр, сметающий все на своем пути. Вместе с тем он может и взлететь, как в фильме Эльдара Рязанова “Небеса обетованные”. В этом спектакле не нужен интерьер на бытовом уровне. Действие происходит на планете Земля, во Вселенной. Это как метафора надежды, успокаивающей путника в финале приключения, называемого жизнью.
Ролью Грига в “Безымянной звезде” удачно и монолитно дебютировал на сцене ульяновского драматического театра Николай Авдеев в этом сезоне перешедший из ТЮЗа. Еще одна рокировка нового театрального сезона – Наталья Ляхова. Ведущая актриса театра-студии “Enfant Terrible” пополнила труппу ульяновского областного театра кукол имени Валентины Леонтьевой. И сразу стала заметным явлением кукольного дома в еще одной премьере сезона от недавно приобретенного худрука Владимира Бирюкова “Зачарованный вепрь”.
В самом начале 1990-х лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Бирюков ставил одноименный спектакль в своем родном театре кукол в Пензе. Пьеса написана самим режиссером. Сюжет о красавице и чудовище – бродячий, хорошо знакомый по сказке “Аленький цветочек”. Правда, вместо него в ребрендинге пензенского спектакля мотылек-волшебные крылышки. А воплощение чудища лесного – вполне себе обаятельный вепрь в исполнении Ивана Альгина.
Для Ульяновска, признается Владимир Иванович, он писал другую пьесу. И в процессе репетиций безжалостно вымарывал из своего детища целые куски, мешающие общей концепции воплощения. Чем не угодил режиссеру сюжет про алый цвет? Там, дескать, любовь какая-то странная. Накормил, напоил зверь лесной красну девицу, и она в него тут же в знак благодарности за гастрономические изыски без памяти влюбилась. В “Зачарованном вепре” любовь скорее жертвенная. Надо же главной героине Ульяне (Ольга Леонтьева) спасать от вепря с претензиями своего неугомонного батюшку Егора Степаныча (заслуженный артист России Андрей Козлов) – инфантильного любителя отечественного автопрома и путешествий за бугор… Хотя сам момент искры, пробежавшей между Ульяной и заколдованным до поры в кабанчика Елизаром, едва уловим.
Иллюзию сновидения (жанр спектакля) создают куклы и сценография еще одного “золотомасочника”, художника Виктора Никоненко, в тандеме с которым Бирюков работает с первого “Зачарованного вепря”. Символизма в спектакле – с лихвой. Тут и колокольчики как субституция звезд. И ажурная сфера, превращающаяся то в земной шар, то в острог для пленников вепря, то в альков для влюбленных. И две священные коровы (Ирина Рудич и Наталья Ляхова), на чьих спинах держится мир главных героев. А их рога в форме полумесяца – отсыл к Иоанну Богослову. Вящей красоты ради, действо то заволакивается дымом, то покрывается снегом. А мотылек, порхающий в луче света, по замыслу режиссера, апология мечты, хрупкой и беззащитной, требующей бережного отношения и абсолютной веры. Доступно рассказывать детям о любви исподволь цитируя послание Апостола Павла к коринфянам, необходимо, уверен Бирюков. А там и взрослые подтянутся. Так что апгрейд “Зачарованного вепря” Владимиру Бирюкову удался.
Оставшись без Ляховой в театре-студии “Enfant Terrible” не растерялись. И еще под занавес прошлого театрального сезона пару раз показали “Гранатовый браслет” Куприна. Новый спектакль в постановке худрука театра, лауреата “Золотой маски” Дмитрия Аксенова стал первой премьерой сезона нового. На сцене двое: Анна Дулебова и Андрей Галактионов (звезда сериала “Тайный знак”, новой российской кинокомедии “Все и сразу”, а также телепроекта Леонида Парфенова “Глаз Божий”) делают красивую и трагическую лав-стори чистой возвышенной и заранее обреченной любви особенно сентиментальной и трогательной. При всем пиетете, с которым относятся к прозе Куприна создатели спектакля, перед зрителем все же не конкретная хрупкая и поэтичная история Желткова и Веры, а обобщенные и наполненные евангельскими истинами взаимоотношения Мужчины и Женщины. От Адама и Евы, что называется. Решается глобальные вопросы: что важнее – чувства или условности? В нашей жизни любовь – величайшее счастье или величайшая мука? Спектакль наполнен светлой щемящей грустью, однако, лишен фатальной безысходности. Финал открыт и таит в себе немало сюрпризов.
А уже 1 и 2 октября ульяновская драма радует новой актуальной комедией про жуликоватого чиновника-коррупционера “Палата бизнес-класса”. Так что – coming soon…