Фото: Костромской театр им. Островского
Никакой он не герой-любовник, и даже вовсе не герой, а просто жертва обстоятельств, белая ворона, которую в итоге всё же заперли в золотую клетку. Он так отчаянно боролся за то, чтобы не быть как все, что стал легендой.
Из зала выходишь с недоумением и с легкой контузией стереотипов. На первый взгляд спектакль представляет собой яркое красочное действо, местами парадоксальное, а где-то и вовсе абсурдное. На самом деле в нем немало смыслов и открытий для тех, кто хочет их найти.
Фото: Костромской театр им. Островского
Главный художник театра и режиссер-постановщик Елена Сафонова создает в своих спектаклях атмосферу, которая многое говорит о том, что будет происходить на сцене. Героев пьесы Макса Фриша она одела в кожу, ткани и металл, всё в спектакле пропитано стилистикой стим-панка.
Это, наверное, лучший фон и почва для персонажей – бунтарей, ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов. Таким в первом действии показал Дон Жуана актер Всеволод Еремин.
Фото: Костромской театр им. Островского
Его имя давно стало нарицательным. В спектакле же зритель узнает, что Дон Жуан в двадцать лет еще невинен, зато начитан и умен, и даже посещая публичный дом, играет там с девицами в шахматы. Его пытаются женить на инфантильной неврастеничке донне Анне (Оксана Меркулова), но он, будучи с ней фактически незнакомым, страшится этой женитьбы.
В итоге Дон Жуан оказывается заложником обстоятельств, из-за чего и заслужил дурную славу нечестивца, преследуемого церковью. Он пытается управлять своей жизнью, но в итоге лишь быстрее загоняет себя в тупик, который зритель видит во втором действии.
Фото: Костромской театр им. Островского
Дон Жуан отказался от всего, включая любимую геометрию, и смирился с тем, что замок из сорока четырех комнат, предложенный бывшей влюбленной в него шлюхой Мирандой (Мария Петрова), может заменить всё. Что было ему дорого. Счастлив ли он? Это предстоит решить зрителю, потому что понятие счастья у всех разное.
Спектакль заявлен как комедия, но смешного в нем на самом деле очень мало. Зрители в зале смеялись два-три раза, да и то не на текст пьесы. А на импровизации актеров, которые, кстати, в спектакле выкладываются на сто процентов, все искрометны и хороши в своих образах. Но это комедия по Фришу. А в ней скорее смех сквозь слёзы – беспощадный и поучительный.