Спектакль построен из пяти рассказов: “Ниночка”, “Случай с Патлецовым”, “Красивая женщина”, “Весёлый вечер” и “Сазонов”. У каждого из актеров по три, а то и по пять совершенно разных персонажей. Артисты органичны в своих ролях, им легко удается перевоплотиться из одного героя в другого. В темпе вальса сменяются амплуа: от пошловатых старичков до студентов; от сварливой жены до “шаблонной девицы, старообразной от попоек и любви”. Но что объединяет этих героев? Конечно, та самая борьба, о которой все догадываются, но никто не осмеливается сказать вслух.
Тексты, написанные Аверченко сто лет назад, актуальны как никогда. Эпохи меняются, а люди остаются такими же. Методы этой “борьбы” одинаковые в любую эпоху. Все те же Ниночки ходят освидетельствовать “гнусное насилие” к врачам и адвокатам, а сами только и мечтают, чтобы это “насилие” кто-нибудь совершил. Супруги Патлецовы, высасывают ссору из пальца и обвиняют друг друга во всех смертных грехах. Рукавовы боятся получить пулю в лоб от мужа любовницы.
Фото: Татьяна Перова
Сценография в спектакле довольно простая, в ней нет излишеств и загромождений: потертая софа, развешенные на стене фотографии (как бы сказал герой Плюмажев: “непристойные открытки”) и два стула. На такой сцене (а это всего лишь небольшой подиум) остальные декорации были бы излишни. Сидя за столиком (а зрительный зал Кафе “Красного факела” состоит из столиков, а не привычных кресел), все кажется таким уютным, камерным. Будто это не театр вовсе.
Здесь нет “трибуны”, с которой три часа подряд глаголят истину. Уставшие от работы зрители вдоволь насладятся вечером. Рассказы Аркадия Аверченко, режиссура Лаврентия Сорокина и игра артистов дают гремучее сочетание. Но даже там, где, казалось бы, нет места грусти, находятся минутки для размышления о жизни. Кто знает, может эти минутки окажутся полезнее длинной лекции о смысле бытия?
Фото: Татьяна Перова
Однако в этой в общем хорошо сделанной постановке, есть несколько деталей, которые смущают. Раз уж режиссер захотел показать эпоху, в которой жили герои Аверченко, то и такие “мелочи”, как, например, макияж или костюмы, играют важные роли. Первое, что бросается в глаза: шляпки-клош и макияж (темные тени и яркая помада) у актрис. Что ожидаешь увидеть, какая ассоциация идет дальше от таких деталей? Конечно, платья прямого силуэта! Но этим ожиданием все и заканчивается. Вместо логичных костюмов – одежда, которую носили эпохой ранее, в годах 15-ых. И это огорчает.
Фото: Татьяна Перова
Дальше смотрим на фотокарточки, развешенные на сцене. И там еще одна нестыковка: барышни Belle Époque соседствуют с эмансипе 20-30-ых годов. Такое ощущение, что режиссер запутался: хотел показать одну эпоху, а показал сразу две (а то и три), причем в странной смеси, которая никак не укладывается в голову.
Фото: Татьяна Перова
Что мне нравится в спектаклях Лаврентия Сорокина? Это то, что он уделяет особое внимание одежде, в которую будут одеты артисты. Это было видно по спектаклю “Трое в лодке, не считая собаки” в “Глобусе”. Но здесь как-то все ушло не туда. Возможно, это задумка постановщика – смешение эпох. Тогда что означает это? Борьба происходит в независимости от времени? Или же через эти детали можно найти ключ к ответу на вопрос: “Почему борьба полов никогда не закончится?”