"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Летят повестки...

12 мая в Малом театре прошла премьера по знаменитой пьесе Виктора Розова.

Все фото из спектакля предоставлены автором.
Все фото из спектакля предоставлены автором.

"Летят журавли" – так концептуально переназвал режиссер-постановщик Андрей Житинкин известную пьесу Розова "Вечно живые". Как знаменитый фильм Михаила Калатозова, получивший в своё время на кинофестивале в Каннах "Золотую пальмовую ветвь". Тогда весь мир узнал не только Татьяну Самойлову в роли Вероники-Белки, но и всех героев пьесы - потомственного врача Бороздина, его сына-добровольца Бориса, дочь Ирину, племянника Марка...

Напомним, что Виктор Розов, сам участник Великой Отечественной войны, написал свою пьесу в 1943 году.  80 лет назад он рассказал о своем поколении! А получилось, что и о нас сегодняшних! Россия снова ведет боевые действия, и снова кто-то становится героем, а кто-то – трусом...   И снова  актуально до дрожи звучат вот  такие реплики героев: 

"И вообще мне опротивела эта война! Кричали – скоро кончится, месяца четыре, полгода! А ей конца-края нет".

"Кстати, вы были на последней выставке в Третьяковке? – Серова? Да-да…"

 "Жить назло всем бомбам…"



Понятно, что  спектакль Малого, как говорится. датский.  Ко Дню Победы. Но внезапно он получился совсем не банальным, сводящим скулы, не дежурно-ритуальным, а пронзительно-искренним. Интонация здесь решает все. Плюс алхимия двух видов искусства — театрального и кинематографического. Ведь здесь не только артисты играют — на экране позникает и пронзительная хроника и военных лет, и наших дней — Бессмертного  полка, например. Плюс стихи Арсения Тарковского. Плюс Марк Бернес с той самой песней о журавлях...

Оказалось, что давно известная нам история добровольца Бориса Бороздина и его любимой Вероники-Белки не покрылась нафталинной пылью, а звучит весьма современно. Это в полной мере почувствовали зрители, устроившие создателям спектакля на премьере невероятные долгие овации "со слезами на глазах".  


  
Для Андрея Житинкина эта работа очень личная:

- Два мои деда не вернулись с войны… Эта пьеса для меня – и приношение нашим близким, дань памяти тем, кто погиб. Но наш спектакль не об окопах, а о том, что ломает война в душах человеческих.  Это метафора памяти. Только любовь помогает выжить в условиях войны и не потерять себя. Сегодня очень важно подарить зрителям надежду…

В спектакле заняты и мастера Дома Островского, знаменитые народные (в роли Бороздина — Александр Клюквин, в роли его матери — Людмила Полякова, в роли приспособленца Чернова — Владимир Носик), и  молодые дебютанты — в том числе ученица Юрия Соломина Варвара Шаталова в роли Вероники. Для нее это первая главная роль. Харизматичного мужественного Бориса сдержанно и тонко играет красавец Андрей Чернышов, вернувшийся в родной театр после теле-кино гастролей.



Сценография тут достаточно лаконичная, если не сказать аскетичная (художник-постановщик   Андрей Шаров). Превалирует в палитре белый свет — даже на абажуре, что конечно, несколько странно.  Впрочем, герои ведь работают в больнице и такая стилистика также некий намек. Все очень условно: стен и зданий за символическими окнами нет, только небо — то серое, но пронзительно голубое.

Спектакль, получился, конечно, традиционный, в духе Малого театра. И это, думается, правильно.  Редкий для московской сцены,  принципиально бесхитростный, без "двойного" или "тройного" дна. Без "фиги в кармане"  — ни тебе абсурда, ни авангарда.  Зато полный особенной энергетики — памяти и благодарности нашим отцам и дедам. А также – философии и психологии, как и положено Дому Островского. 

 -  У нас здесь на сцене стопроцентное психологическое проживание! – радуется Андрей Житинкин. – На наш спектакль можно прийти семьёй, и я рад, что приходит очень много молодёжи.

Режиссер отмечает важный момент:

- Наш спектакль говорит одну бесхитростную, но очень серьезную вещь. Что война никого не обойдёт.  Она заденет каждого косвенно или не косвенно… Война – это момент выбора истины.



Кстати, для многих молодых сегодняшних финал конфликта и его разрешение драматургом Виктором Розовым будет откровением. Финальный монолог Вероники для меня очень важен. Она, прямо глядя зрителям в глаза, спрашивает нас: "И как мы будем жить?".

Вопрос остается открытым.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть